Информационное обеспечение и базовые концепции финансового менеджмента

Система информационного обеспечения финансового менеджмента представляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных данных, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности организации. Данная система ориентирована на принятие краткосрочных и долгосрочных финансовых решений и на формирование собственной системы финансового мониторинга.

Информационное обеспечение процесса управления финансами – совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности компании.

К исходным данным, потенциально несущим информацию, предъявляются различные требования, в том числе:

1) значимость, которая определяет, насколько привлекаемая информация влияет на результаты финансовых решений;

2) полнота, которая характеризует завершенность круга информативных показателей;

3) достоверность, которая определяет, насколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности, характеризует внешнюю финансовую среду.;

4) своевременность, которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее использования;

5) понятность, которая определяется простотой ее построения, соответствия и определенным стандартом представления и доступностью понимания теми категориями пользователей, для которых она предназначена;

6) релевантность (избирательность), определяющая достаточно высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансовой деятельностью предприятия;

7) сопоставимость, которая определяет возможность сравнительной оценки стоимости и результатов финансовой деятельности, возможность проведения сравнительного финансового анализа предприятия;

8) эффективность, которая означает, что затраты по привлечению определенных информационных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования;

9) необходимая достаточность, которая отражает необходимые для конкретного предприятия объем и точность информации.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников,делится на три группы:

1. Показатели финансовой отчетности предприятия.

2. Показатели управленческого учета предприятия.

3. Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия.

Финансовый менеджмент как учебная и научная дисциплина базируется на базовых финансовых концепциях, развитых в рамках теории финансов. Концепция (лат. conceptio — понимание, система) представляет собой определенный способ понимания. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление, задаются рамки, определяющие сущность и направления развития этого явления.

1. Концепция денежного потока, предполагает а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.

2. Концепция временной ценности денежных ресурсов. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.

3. Концепция риска и доходности. Получение дохода или выгоды иной чаще всего сопряжено с риском. Чем выше риск, тем выше доходность.

4. Концепция стоимости капитала. Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость.

5. Концепция эффективности информации. Выбор альтернативных решений на рынке капитала: а) уровень насыщенности, влияющий на ценообразование; б) рынки капитала не являются абсолютно эффективными.

6. Концепция асимметричности информации. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере.

7. Концепция агентских отношений. Заключается в том, что к деятельности фирмы проявляется интерес круг заинтересованных лиц.

8. Концепция альтернативности затрат/результатов. Принятие любого решения

финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта.

9. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Смысл ее состоит в том, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно.

Вопросы для самоконтроля

1. Сущность и значение финансового менеджмента в экономике

2. Субъект и объект финансового менеджмента

3. Дайте определение понятия «финансовый менеджмент»

4. Предмет финансового менеджмента

5. Основные принципы финансового менеджмента

6. Главная цель финансового менеджмента

7. Задачи финансового менеджмента

8. Научные теории финансового менеджмента

9. Основные функции финансового менеджмента

10. Механизмы финансового менеджмента

11. Информационное обеспечение финансового менеджмента

12. Базовые концепции финансового менеджмента


Наши рекомендации