Критические факторы, влияющие на формирование структур

Современной организации

Глобализация экономики и организационные структуры

Управления

Определение сегодняшней сферы бизнеса как мира без границ, как тесной «глобальной деревни» встречается у многих исследователей и практиков менеджмента. По их мнению, на земном шаре нет больше места, где можно отгородиться от всего, по крайней мере, когда речь идет о бизнесе.

Изменился и меняется мир, в котором формировались ценности большинства современных менеджеров. Глобализация экономики ставит новые условия для теории и практики управления.

Менеджмент современных организаций испытывает непосредственное воздействие тенденций интернационализации и глобализации, и под их влиянием обретает новые формы и принципы, коренным образом меняя организационные ценности.

Развитию международных операций способствуют три основные причины. Наиболее признанной является наличие дешевой рабочей силы. При полностью отлаженном производстве стоимость рабочей силы – единственная регулируемая переменная. Во многих случаях дополнительные затраты, например, на транспортировку товаров, пошлины, можно многократно окупить за счет уменьшения зарплаты персонала. Но для того, чтобы это преимущество было использовано, низкая зарплата должна сопровождаться высокой производительностью труда.

Вторая причина, побуждающая компании к развитию международных операций, – источники сырья и их расположение. Создание предприятий вблизи источников сырья позволяет экономить деньги на транспортировке и пошлинах.

Третьей причиной экспансии является наличие новых рынков. При усилении конкурентной борьбы внутри страны корпорации все чаще направляют свои взоры за рубеж, где их ожидают «нетронутые рынки». Так, многие зарубежные компании «проникли» на рынки бывшего СССР, да и распад СССР, открытие границ России и бывших республик Советского Союза дали новые стимулы для развития мирового рынка и процессов глобализации.

Глобализация связана со стремительным ростом международных трансакций компаний в сравнении с внутренними.

По мнению авторов Критические факторы, влияющие на формирование структур - student2.ru , глобализация - более развитая форма интернационализации экономики, которая предполагает функциональную интеграцию интернационально - дисперсной деятельности.

Глобализация - важнейший фактор развития бизнеса. Товары, деньги и люди перемещаются между странами с небывалыми скоростями. Более половины доходов многим американским компаниям, таким как Coca – Cola, Xerox, приносят зарубежные операции.

По некоторым оценкам, продукция индустриальных стран более чем на 40 % состоит из импортных комплектующих.

Глобализация – новая форма деловой активности. Она характеризуется:

- усилением конкуренции;

- ускоряющимися темпами роста прямых иностранных инвестиций;

- увеличением объемов внутрифирменной торговли;

- созданием глобальных транснациональных компаний, которые

образуют различные альянсы и совместные предприятия с другими местными или транснациональными корпорациями.

Существует несколько путей превращения компании в международныую: экспорт и импорт, предоставление иностранному предприятию лицензии или особого права, создание совместного предприятия или зарубежной дочерней фирмы, полностью принадлежащей компании – учредителю. В каждом способе есть свои риски и свои преимущества.

Процесс глобализации компаний проходит через ряд этапов (табл. 3.1) Критические факторы, влияющие на формирование структур - student2.ru .

Термином «многонациональная», вообще говоря, описывается компания, существенная доля деятельности и рыночные интересы которой находятся за пределами ее собственной страны.

Таблица 3.1

Этапы глобализации компании

1. Внутренний Рыночный потенциал ограничивается страной происхождения компании; производство и маркетинг ведутся в пределах ее внутреннего рынка. Менеджеры, возможно, знают о глобальной среде и рассматривают вариант выхода на международный рынок.  
2. Международный   Возрастает доля экспорта компании, которая, как правило, переходит к мультирегиональной стратегии. Продвижением ее продуктов в некоторых странах могут заниматься маркетинговые агенты.  
3. Многонациональный Маркетинговые и производственные мощности компании размещаются в разных странах мира, более 30 % объема продаж приходится на поставки в другие государства. Обычно «родиной» компании является какая-то одна страна, хотя возможен и бинациональный вариант, когда фирма принадлежит и контролируется партнерами из нескольких стран.  
4. Глобальный Компания уже не принадлежит ни одной стране. Такие компании работают в истинно глобальном масштабе, продавая товары и закупая ресурсы в странах с наиболее выгодными условиями. На этом этапе собственность, контроль и высшее руководство компанией распределяются по нескольким странам мира. Глобальная организация объединяет глобальных потребителей и использует возможности для производства и услуг по всему земному шару.  


Жизненное пространство таких компаний огромно и разнообразно; оно включает различные типы организаций, действующих в разных отраслях. Со стратегической точки зрения можно выделить два типа отраслей, в которых конкурируют многонациональные компании:

- мультилокальная;

- глобальная.

Эти отрасли отличаются по своей экономике и условиям достижения успеха.

Каждый зарубежный филиал мультилокальной компании представляет собой стратегически независимое подразделение, и его оперативная деятельность является автономной. Каждый филиал является центром получения прибыли. Предполагается, что вклад филиала в развитие компании должен соответствовать конкретным рыночным возможностям.

В глобальной компании дочерние предприятия в различных странах зависят друг от друга по роду оперативной деятельности и стратегии. Дочерняя компания может специализироваться на производстве лишь определенной части ассортимента изделий компании, обмениваясь продукцией с другими филиалами системы.

В условиях глобального бизнеса компания конкурирует на мировом рынке с небольшим числом других многонациональных компаний. Стратегия вырабатывается централизованно, а различные аспекты оперативной деятельности могут быть либо децентрализованные, либо централизованные. Примером мультилокальной компании может служить американская компания Procter and Gamble, производящая изделия для домашнего пользования, глобальной - Hewlet – Packarll (HP) со штаб-квартирой в США, крупнейший в мире и наиболее диверсифицированный производитель электронного измерительного и испытательного оборудования, принтеров, компьютеров и т.п. 54 % доходов в 1991 г. НР заработала за границей, там же находится 38 % из 93000 служащих и 50 % ее суммарных активов. 600 офисов и торговых баз расположены в 110 странах мира Критические факторы, влияющие на формирование структур - student2.ru .

В индустриальную эпоху компании производили и продавали преимущественно материальные активы. Это сказывалось на практике менеджмента. Возрастание значения знаний, идей, авторских прав интеллектуальной собственности (т.е. нематериальных активов) – примета современной деловой и экономической жизни.

Глобальные предприятия должны иначе управляться, чем национальные и местные. Возрастает значение взаимодействия глобальных корпораций с политическими структурами и местными сообществами. Необходимо знание культур многих наций, т.к. рабочая сила компаний разноязыка и многолика. Например, около половины сотрудников в компаниях Ford Motors и Мицубиси Электрик не являются американцами и японцами. Когда фирма становится по-настоящему многонациональной компанией, намного усложняются все аспекты управления, в том числе связанные с подготовкой бюджета, с соблюдением юридических законов и норм, с организацией совещаний, работой с кадрами.

Организационная структура, ведение отчетности становятся для глобальной компании непростыми проблемами.

Нет такой организационной структуры, которая была бы применима ко всем видам международной деятельности компании. Например, попытка применить ко всем видам такой деятельности некую матричную структуру может привести к возникновению неоправданно громоздкой организации. Линии организационной отчетности, вероятнее всего, должны быть специфичны для рынка каждой отдельной страны – все зависит от конкретной роли каждого такого рынка. Рынком, обеспечивающим компании высокие доходы, должны вплотную заниматься менеджеры компании, ведающие вопросами глобального бизнеса. Менеджеру вне глобальной системы может потребоваться лишь определенный набор показателей для региональной системы отчетности.

Организационные структуры и виды отчетности должны меняться в соответствии с изменениями природы международного бизнеса. Если бизнес становится глобальным, акцент должен быть сделан на централизации. Если какая – либо страна становится для компании особенно важной, ею непременно должен заниматься глобальный менеджер. Если с течением времени данный бизнес станет «менее глобальным», акцент в организационной структуре компании может быть смещен на локальную автономию.

Применение же одной организационной структуры ко всем видам деятельности и национальным отделениям компании зачастую становится неэффективным. В некоторых американских компаниях именно такой подход препятствовал глобальной стратегии, необходимой для соответствующих отраслей.

Наши рекомендации