Информационные процессы в обществе и управлении

Теоретическая часть

Средства массовой информации в России работают на основе законов «О средствах массовой информации», «О связи», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации». Помимо законов деятельность СМИ определяется многочисленными указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными инструкциями. В своей работе со СМИ все предприятия и учреждения должны всегда основываться на этих документах.

Главной задачей для служб паблик рилейшнз является налаживание контактов со СМИ и влияние через них на свою общественность (аудиторию). Для этого служба паблик рилейшнз должна проводить сбор и анализ информации, опубликованной СМИ и предоставлять информацию для СМИ.

Важной задачей предприятия является завоевание им симпатий СМИ. Специалисты паблик рилейшнз должны стремиться поддерживать отношения между своей фирмой и СМИ. Формируя отношения со СМИ, фирма должна определить четкую политику взаимодействия с ними.

Служба паблик рилейшнз должна координировать работу со СМИ, со своим руководством и всегда придавать своей информации нужный оттенок.

Задания

Задание 1.В паре с человеком, которого вы недостаточно хорошо знаете, заведите пятиминутную дискуссию на тему: «Почему я решил здесь учиться?» или как альтернативный вариант: «Почему я решил посвятить себя этой деятельности?».

Затем каждый из собеседни­ков должен расчертить «Окно Джоари», отметив в нем, какие воп­росы оказались в областях «Открытости» и (только для себя)«Скрытности». Обсудите содержимое области «Открытости» с партнером. Попытайтесь идентифицировать любые аспекты «Сле­поты». Отметьте, что вы раскрыли за эти две стадии беседы.

Таблица 1 – «Окно Джоари»

Тип Практический пример
Неизвестность Вы ведете переговоры с новым важным покупателем – Жанной. Ни она, ни тем более вы не осознаете, насколько велики ее до­машние проблемы. В результате вы неправильно прочитываете ситуацию и вос­принимаете ее поведение, как враждебное или равнодушное. К несчастью, возникаю­щее напряжение встречи создает Жанне еще одну проблему для беспокойства
Слепота Вы только что провели презентацию экономического проекта, который включает в себя урезание бюджета одного жизненно важно­го отделения больницы. Вы удалились, по­лагая, что ваша презентация прозвучала убедительно и объективно. Однако аудито­рия может сказать, что вы не прислушались к предложениям. Ваш «предметный язык» и тон голоса принесли вам поражение, чего вы не осознали.
Скрытность Вы нашли предложения важного клиента по рекламной кампании очень слабыми и невоодушевляющими. Однако, не желая расстраивать его на ранней стадии, вы де­лаете над собой серьезное усилие, чтобы не дать выплеснуться истинным чувствам. Для этого приходится выражать громад­ный энтузиазм относительно предложен­ного плана.
  Открытость Вместе с коллегой вы работаете «на одной длине волны». Каждый из вас знает взгля­ды другого и, не скрывая чувств, критику­ет предложения по новому деловому пред­приятию. Вы уверены, что коллега не прибегнет к замечаниям личного толка, в результате чего дискуссия получится очень продуктивной.


Вопросы к практическому занятию:

1. Почему пожилая аудитория так важна и каковы ее основные характеристики?

2. На какой основе редакторы отбирают пресс-релизы для публикации?

3. Что такое «информационная суперскоростная магистраль» и каковы ее положения?

4. Обоснуйте почему рейтинги имеют такое значение для определения какие программы будут существовать?

Литература: [2, 3, 5].

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

Коммуникации в организациях

Теоретическая часть

Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовые коммуникации – важный социальный и политический институт современного общества, выполняющий в широких масштабах функции:

1) идеологического и политического влияния;

2) поддержания социальной общности;

3) организации, информирования, просвещения и развлечения.

Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций в первой половине 20-го века стало создание технических устройств, позволяющих осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации. Массовым коммуникациям свойственны институциональный (имеющий организационно-правовую закрепленность) характер источников и отсроченность обратной связи между источниками и аудиториями.

Задания

Задание 1.В этом параграфе более 130 слов. Подумайте, как бы вы могли уменьшить количество слов, не потеряв сути выдерж­ки. Укороченный вариант представлен ниже, но прежде чем прочитать его, все же сделайте попытку отредактировать аб­зац самостоятельно.

Обращение главного управляющего по итогам года

к держателям акций «Искра»

Конечно, крайне приятно испытывать бодрость духа и умиро­творение положением, в котором вниманию держателей акций «Искры» предлагается отсутствие серьезных негативных отзвуков, которые могли бы повлиять на операции целой корпорации как непо­средственные последствия незначительного ухудшения основных оп­ределяющих макроэкономических показателей предыдущего периода годовой финансовой отчетности. Более того, на протяжении этого ныне рассматриваемого периода были достигнуты существенно улучшенные показатели торгового оборота и финансовой прибыльно­сти компании на рынках южной континентальной Европы при осо­бенно значимом и заметном улучшении в странах Иберийского полу­островного региона. На данной стадии может быть прогнозирована сравнительно оптимистическая тенденция в экстраполяции, пред­полагающая реализацию или умеренное превышение перспективных прогнозов предыдущего года для исконного местного рынка тех не со­держащих алкоголь напитков, которые предназначаются для отечественного потребления. Архидейственная преданность совершен­ствованию корпоративных людских ресурсов видится как необходи­мость и является жизненно наиважнейшим условием непрерывного восходящего подъема на пути созидания судьбы компании.

Вопросы к практическому занятию:

1. Каковы пять базовых элементов коммуникационной модели?

2. Почему двусторонняя коммуникация является важным аспектом эффективной коммуникации?

3. Каковы преимущества и недостатки с точки зрения коммуникации привлечения внимания аудитории через каналы СМИ?

4. В чем предпосылка теории использования СМИ и удовлетворения?

5. Почему необходимо использовать разные сообщения и коммуникационные каналы в программе действий по связям с общественностью?

6. Объясните концепцию формулы читабельности?

Литература: [1, 10, 11].

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

ПР в политике

Теоретическая часть

С начала 1990-х годов в России наблюдалось медленное и постепенное, а с середины – быст­рое и скачкообразное развитие различных струк­тур паблик рилейшнз. Данный процесс вполне закономерен: по­скольку «связи с общественностью» призваны выполнять объективную и необходимую для общества функцию, постольку можно и нужно вести речь о структурах и специалистах, кото­рые постоянно и профессионально занимались бы этой работой.

Выделяют следующие направле­ния деятельности служб по связям с обществен­ностью в политике:

– установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями;

– информирование общественности о суще­стве принимаемых решений;

– анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;

– прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогноз­ными аналитическими разработками;

– формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.

Эти направления модифицируются в зави­симости от уровня отношений внутри и меж­ду органами власти.

Организа­ционные и содержательные аспекты работы ПР-служб при сохранении их функционального единообразия видоизменяются в связи с особенностями конкретного региона, временной и региональной спецификой политического управ­ления.

Задания

Задание 1.Занятие проводится в виде ролевой игры, в которой участвуют три команды. Команды № 1 и № 2 выдвигают своего кандидата на предполагаемый пост. Команда № 3 выполняет роль электората. При формировании имиджа политика следует освятить прошлое, кандидата, семью, спорт, отношение к домашним животным, планы на будущее.

Вопросы к практическому занятию:

1. В чем разница между сотрудником, работающим в сфере правительственных связей и лоббистом?

2. Каким образом политические кандидаты собирают деньги?

3. Как работает комитет политического воздействия. Каковы его плюсы и минусы?

4. Объясните законы, которые регулируют правительственную работу по связям с общественностью?

Литература: [1, 10, 11].

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

ПР в бизнесе

Теоретическая часть

Финансовые ПР обретают все большее значение в прак­тике отношений компаний и организаций со своей обще­ственностью. Функция отношений с инвесторами возникла на высшем уровне управления в 1990-е годы, помогая планировать, позици­онировать, оптимизировать восприятие компании и прояснять состояние её акций для финансового сообщества и инвесторов в частности.

Финансовое сообщество составляют следующие основ­ные группы: инвестиционные аналитики, институциональ­ные и частные инвесторы, финансовые журналисты. Ра­бота с каждой из групп финансового сообщества требует знания финансов и коммуникаций одновременно.

Основной задачей специалистов по отношениям с инве­сторами является обеспечение достижения акциями ком­пании своей рыночной цены.

Задания

Задание 1.Женский спорт как любительский, так и профессиональный, в последние годы привлекает все больше участников. Nike, осознавая эту тенденцию, разработала новую обувь, предназначенную для женщин баскетболисток. Разработайте программу маркетинговых связей с общественностью для этого продукта, которая будет также скоординирована с рекламной программой. Проявите оригинальный взгляд на вещи и уровень своей компетенции в области связей с общественностью. Включите в программу план ответов на критические замечания в адрес использования компанией более дешевого иностранного труда при изготовлении обуви.

Вопросы к практическому занятию:

1. Почему восприятие корпорации публикой так важно для ее успеха?

2. Назовите методы, которые специалисты по связям с правительством используют для создания благоприятного отношения к своим компаниям?

3. Почему специалисты по связям с инвесторами так важны для финансового благополучия корпорации?

4. Что такое маркетинговые связи с общественностью? Какая аудитория в них вовлечена?

5. Почему популярно корпоративное спонсорство?

Литература: [2, 3, 5].

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9

Наши рекомендации