Xii. предпосылки будущего развития расселения

Говоря о будущем развитии городов и всего расселения авторы градостроительных теорий видят целый ряд различных возможностей — от полного растворения жилья человека в природе до сосредоточения Есего населения мира в нескольких гигантских суперметрополиях; от идиллических поселков-садов с разбросанными в них индивидуальными домами до нагромождений небоскребов со сложными системами транс­портных развязок.

Довольно часто создатели тех или иных теорий и концепций видели и продолжают видеть в них универсальное средство решения всех проб­лем и трудностей современных городов, а зачастую даже и целого об­щества, его устройства, жизненного уровня и морали. Но лю­бая теория, претендующая на универсальность, остается в пределах возможностей своего времени, она зависит ог уровня развития науки и техники, а также от субъективных взгля­дов своих создателей. В каждой теории, не исключая и те из них, которые на первый взгляд кажутся совершенно оторванными от реальности, заложено стремление отразить потребности своего времени и учесть те факторы, которые для строительства и развития городов

Односторонность концепций

представляются наиболее актуальными на данном этапе. В отдельных концепциях ярко отражаются специфические условия соответствующей страны или города, в котором они возникли.

Стремление решить наиболее актуальные проблемы своего времени часто приводит к возникновению односторонних концепций.

Узость взгляда имеет то преимущество, что позволяет сформулиро­вать выработанные принципы в сжатой форме. Но она же становится причиной их слабости, проявляющейся при столкновении с конкретны­ми условиями и требованиями жизни. Примером такой односторонней концепции может служить решение считать в пределах одного города максимальной численность населения, равную 2 тыс. или, допустим, 250 тыс. человек, и затем в течение нескольких лет или десятилетий пе­реселить в такие «оптимальные города» одинаковых размеров все насе­ление мира. То же самое относится и к тем представлениям, в соответст­вии с которыми единственно верным и обязательным для повсеместного внедрения может быть только один тип человеческих поселений — ра­диальный или шахматный, центрический или поясной.

Иногда такая узость взгляда находится на грани ошибки. Известно, что Сория и Мата до такой степени увлекся возможностями трамвая, нового для своего времени вида рельсового городского транспорта, что единственно приемлемой считал лишь линейную форму расселения, ор­ганизуемого вдоль трамвайных путей. Несмотря на то что он был инже­нером, он все же понял, что наличие одного ряда индивидуальных до­мов вдоль коммуникации не позволит достаточно эффективно использо­вать новый вид транспорта и соблюсти в то же время необходимые ин­тервалы движения. При этом совершенно не принималось во внимание то обстоятельство, что трамвай будет ходить под окнами жилищ преи­мущественной части населения и в результате этого его удобства могут легко превратиться в свою противоположность.

Проект Сория и Мата является типичным свидетельством попыток привлечь к разработке форм расселения новые средства и возможности техники. В данном случае речь шла о развитии массового городского рельсового транспорта. В других случаях имели место попытки подо­гнать структуру поселений к требованиям индивидуального автомоби­ля. В эпоху Возрождения форма города, его контуров и вид укреплений зависели от возможностей огнестрельного оружия и вытекающих отсю­да способов обороны и нападения. Облик современных жилых кварта­лов зачастую определяется хотя и прогрессивными в основе, но пока еще недостаточно гибкими способами индустриального домостроения.

В то же время, несмотря на все недостатки, идея Сория и Мата яви­лась бесспорным вкладом в общее развитие градостроительных теорий. Со временем стало ясно, что рельсовому транспорту лучше отвечает не­сколько иная компоновка жилых комплексов. Зато в центр внимания попали проблемы взаимосвязи расселения и транспорта и появились но­вые, линейные формы поселений, обогатившие систему расселения, в которой до того преобладали главным образом центрические формы. От первоначальной идеи «Ciudad lineal» мадридского пригорода уна­следовано немного, но сама концепция линейного города заняла пола­гающееся ей место в ряду других форм современных поселений.

С момента своего возникновения преимущественная часть теорети­ческих концепций расселения претерпела существенные изменения. Между первоначальными представлениями Хоуарда и сегодняшним пониманием города-сада общим осталось лишь название. Точно так же поясной город Милютина стал основой для ряда проектов, авторы кото­рых, хотя и исходят из взаимосвязи отдельных функциональных компо­нентов расселения, но уже не сохраняют ее параллельной поясной ком­поновки. Наоборот, поясными и линейными сегодня называются поселе­ния, в которых продольная коммуникационная ось или параллельная компоновка функциональных зон не являются ведущими принципами.



13а*




В массе градостроительных теорий можно встретиться и с такими идеями, создатели которых любой ценой гонятся за оригинальностью и саморекламой. Такие идеи получают, как правило, пышные и экзотич­ные названия и окутываются сложным квазифилософским налетом. За­частую они кажутся чрезвычайно оригинальными, а их творцы тщатель­но затушевывают какие бы то ни было признаки, которые могли бы сви­детельствовать о существовании предшественников пропагандируемых ими теорий. В действительности же на всем протяжении строительства городов, так же как и в других областях человеческой деятельности, наблюдаются сложнейшие взаимосвязи, влияние и взаимодействие от­дельных концепций.

Новые импульсы в практику проектирования городов вносят и те проекты, которые на первый взгляд можно было бы отнести к области фантастики. Однако и в таких проектах сказывается определенная ре­акция на какие-то новые явления или отдельные проблемы, уже наме­тившиеся в развитии расселения, но еще не проявившиеся достаточно выпукло.

Оказывается, что благодаря таким предложениям, так же как бла­годаря экспериментальным проектам, появляется предпосылка заново исследовать возможности пространственной организации городов, про­верить предельные границы концентрации населения, а иногда, исполь­зуя крайние варианты, решить вопросы, связанные с новыми требова­ниями транспорта. Такие проекты не только облегчают поиск, но и оп­ределяют и расширяют границы тех будущих условий, которые на се­годняшний день кажутся недостижимыми.

Узость отдельных градостроительных теорий может быть связана с субъективными симпатиями и антипатиями их создателей, может зави­сеть от их опыта, знаний и увлечений, от общественного положения и той среды, в которой они живут, а также от условий того города, кото­рый им знаком лучше других.

Одни теории исходят из принципов работы транспорта, другие — из оптимального членения селитебной территории, третьи — главное видят в композиции или же наиболее целесообразном размещении техническо­го оснащения. Авторы одних концепций сосредоточивают основное вни­мание на селитебной части города, другие исследуют состояние инже­нерных сетей, а третьи важнейшим моментом считают связь жилья с работой. Как и в других теоретических областях, такие односторонние взгляды затрудняют комплексное понимание предмета исследования, закономерностей его формирования и развития.

Но зачастую случается так, что именно односторонность какой-то идеи содействует углубленному исследованию частного аспекта, попол­няет знание о каком-то явлении, ведя тем самым к установлению его закономерностей.

Оценивая градостроительные теории, полезно помнить слова Ленина о том, что «исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исто­рические деятели сравнительно с современными требованиями, а по то­му, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками» '. В эволюции представлении о будущем расселении сказывается извечное стремление человека создать среду, максимально пригодную для жиз­ни человека, стремление актизко воздействовать на нее и предвидеть направление ее дальнейшего развития.

В наше время для односторонних концепций остается все меньше возможностей. Все более частыми становятся представления о городах и других типах поселений, выраженных в форме сложных систем, кото­рые невозможно создать руководствуясь какой-либо однозначной целью В 20-е годы пленялись картиной города, состоящего из регулярно рас­ставленных домов-башен с сетью дорог, расположенных в разных уров­нях. Довольно часто такой город считался единственным способом ре­шения всех градостроительных вопросов.

Решительно не соглашаясь с тем, что подобным образом можно раз-

Влияние природных условий

Развитие

И размещение

Производства

решить сложный узел проблем, в то же время рассматривать такие упрощенные проекты, можно как важный этап очищения градострои­тельства от традиционных эклектичных представлений.

Творцам градостроительных теорий приходится все больше считать­ся с той очевидной истиной, что нельзя прийти к какому бы то ни было универсальному решению, не учитывая конкретных условий страны, ее истории и природного окружения. Конечно, на природные условия мож­но воздействовать с помощью современной техники, однако это не озна­чает, что не нужно принимать во внимание конфигурацию рельефа и климатические условия, уровень обеспеченности источниками воды, па-правления преобладающих ветров и тип грунта. Как в старых городах, так и во всех новейших поселениях приходится учитывать роль природ­ных условий, оказывающих влияние на условия жизни, на экономику строительства и уровень эстетического воздействия всей среды, окружа­ющей человека. Особенно важно учитывать природные условия в от­дельных, конкретных звеньях расселения. Так, для городов-курортов особое значение приобретают климатические условия, для сооружений системы здравоохранения — чистота атмосферы, а для отдельных зда­ний— расположение по отношению к странам света и преобладающим направлениям ветров.

Природные условия оказывают и будут оказывать в дальнейшем свое влияние на формирование городов и всего расселения. Однако здесь необходимо учитывать два момента. Во-первых, воздействие при­роды относительно стабильно. Так, наши сегодняшние требования к расположению города в принципе не отличаются от того, что знали еще Витрувий и Гиппократ. Во-вторых, предусматривая возможные измене­ния в структуре и развитии расселения, нельзя исходить только из при­родных условий.

Здесь на сцену выступают и другие факторы. В первую очередь к ним относятся развитие и размещение производительных сил, новая ор­ганизация жизни общества, а также достижения науки и техники.

Во всех этих областях в настоящее время происходят те важнейшие перемены, которые без сомнения окажут свое сильное влияние на даль­нейшее развитие городов и расселение. При этом в дальнейшем челове­честву будет недостаточно полагаться на те стихийные процессы, кото­рые преобразовали систему расселения до недавнего прошлого. Весьма настоятельной будет необходимость подходить к формированию жиз­ненной среды значительно более осознанно и целенаправленно.

Новые автоматизированные производственные процессы вызывают необходимость сосредоточивать производство в довольно больших производственных комбинатах, в которых количество работающих бу­дет скорее всего снижаться. Усложнение производственных процессов и необходимость точного управления ими поведет к укреплению связи производства с наукой. В промышленности и в производстве в целом будут все больше стираться различия между физическим и умственным трудом. Напряженный, непродуктивный и механический труд будет за­меняться работой механизмов и автоматов. Одновременно поднимутся требования к уровню знаний каждого работника и к его способности управлять производственным процессом. Значительное влияние на ха­рактер расселения окажет и сдвиг в сторону таких промышленных от­раслей, как химия и электроника, особенно важных на современном этапе. Для размещения промышленности большое значение имеет пере­ход к новым источникам энергии. Первые мануфактуры возникали в ле­систых районах, а в качестве топлива им служило дерево. Классическим источником энергии для промышленности конца XIX — начала XX в. был уголь; тогда крупные промышленные агломерации вырастали преиму­щественно в районах угольных месторождений. В наше время соверша­ется переход к электроэнергии, передаваемой на расстояние. Наряду с



Xii. предпосылки будущего развития расселения - student2.ru Рост значения других мест приложения труда

Устранение непроизводитель­ного труда

электричеством усиливается роль нефти и природного газа, а в буду­щем можно ожидать больших результатов от использования энергии, получаемой путем ядерного распада.

Но по-видимому, основной формой энергии останется электричество. Избыток электроэнергии повлечет за собой принципиально иной под­ход к реализации ряда требований в эксплуатации жилья, оборудова­ния населенных мест, транспорта. Лишь избыток электроэнергии позво­лит отказаться в большинстве жилых домов от центрального паровогоили водяного отопления и от газа, используемого для приготовления пищи. Достаточное количество электроэнергии даст возможность по-но­вому решить вопрос ликвидации отходов производства и откроет путь к действенной механизации всех работ по строительству города и под­держанию его в порядке.

Весьма важной для расселения является и гигиеническая сторона производственных процессов. На всех отраслях промышленности поло­жительно сказался отказ от использования теплоэлектроцентралей и ко­тельных, работающих на угле, а также организация улавливания и очистки вредных отходов. Не исключено и то, что автоматизация неко­торых производственных процессов приведет к созданию герметически закрытых производственных цехов, где отпадет необходимость в при­сутствии человека. Большое значение будет иметь и уровень санитарно­го состояния предприятия, поскольку все его окружение, бесспорно, влияет на остальные элементы расселения.

В последнее время наряду с промышленным производством на фор­мирование расселения и степень его концентрации большое влияние оказывает увеличение числа и сосредоточение в одном месте различных научных, учебных и административных учреждений и организаций. В этой сфере можно тоже ожидать применения автоматизации, новейших математических методов и машин. Разумеется, что существенное влия­ние на размещение этих учреждений окажет и развитие современных средств связи и передачи информации. Последние смогут в значитель­ной степени заменить необходимость в непосредственных контактах и ослабить тем самым характерную на сегодняшний день чрезмерную концентрацию учреждений в одном месте.

Большие перемены произойдут не только в промышленном произ­водстве, но и в сельском хозяйстве. Если в городском типе расселения дальнейшее развитие производительных сил обеспечит желательную разгрузку от чрезмерной концентрации населения, то, наоборот, в сель­ском хозяйстве использование современной техники и новых методов труда станет предпосылкой соответствующего сосредоточения сельского населения в укрупненных населенных местах. Ликвидация чрезмерной разбросанности будет помимо прочего связана с необходимостью при­нести в соответствие взаимосвязи жилья и сельскохозяйственных пред­приятий и обеспечить условия пешеходной доступности между ними. Концентрация сельского населения будет становиться все более интен­сивной по мере того, как в сельском хозяйстве все более широкое при­менение будет находить автоматизация.

На общую картину формирования расселения существенное влияние окажет также повышение производительности труда, обеспеченное развитием производительных сил, и связанная с ним ликвидация неква­лифицированного труда. В современном механизированном промышлен­ном производстве производительность труда довольно высока. Строи­тельство же и в особенности организацию жизни города можно по праву считать некоей резервацией ручного труда. Изменить такое положе­ние— значит, пойти по пути все большего внедрения машин. Однако использовать этот вполне логичный путь можно только при условии параллельного пересмотра существа гех объектов, которые подвергнут­ся обработке со стороны средств механизации.



Проблемы свободного времени

Взять, к примеру, процесс чистки города. Раньше такая работа пред­назначалась для неквалифицированной рабочей силы, которая в прош­лом была в избытке. Сегодня для той же цели конструируют сложные машины и устройства. Стоят такие машины дорого, но они не всегда успешно справляются со своей задачей, поскольку при их создании и при работе с ними исходят из традиционных процессов ручного труда. Важно не только то, чтобы машины могли чистить и ремонтировать тротуары и проезжие части улиц, но и то, чтобы конструкция, форма этих тротуаров и дорог обеспечивала наиболее эффективное использова­ние этих машин.

Ручной труд до настоящего времени сохранился в трудоемких и не­производительных процессах, связанных с ремонтом зданий, их интерье­ров, поверхностей стен, крыш, инженерных сетей и другого оборудова­ния. В этом случае ликвидация работ, находящихся на уровне ремесла, произойдет не путем конструирования усложненных устройств, способ­ных обеспечить механизацию ремонта оштукатуренных стен, довольно скоро вновь приходящих в негодное состояние, а путем создания таких поверхностей стен зданий, необходимость в ремонте которых была бы сведена до минимума, а сами они давали бы возможность максимально эффективно выполнять ремонтные работы механизированным способом. Аналогичный процесс коснется и зелени. Вместо трудоемких работ по созданию сложных композиций клумб будут создаваться большие зеленые площади, которые можно будет поддерживать в порядке при помощи эффективных средств механизации.

Примитивные способы распространены до сих пор в строительстве инженерных сетей. Как и в далекие времена, они закапываются в зем­лю, образуя под улицами современных городов целые системы трубо­проводов, для ремонта которых необходимо вновь и вновь раскапывать землю. С конца прошлого века известен способ сведения всех сетей в единые сквозные коллекторы. Однако до сих пор такие коллекторы представлены лишь единичными случаями.

Трудно себе также представить, чтобы неизменными оставались и распространенные ныне строительные методы, для которых характерно использование тяжелых материалов и конструкций, сохранение мокрых процессов па строительной площадке. В результате таких методов появ­ляются громоздкие, негибкие в своей планировке здания, которые из­лишне фиксируют план города и которые трудно приспосабливать к вновь возникающим потребностям.

Увеличение удельного веса автоматизации вызовет изменения и в ор­ганизации работы городского пассажирского транспорта. Можно пред­положить, что будущее не за теми средствами передвижения, которые нуждаются в индивидуальном управлении, а за теми из них, которые смогут органично влиться в созданные автоматизированные системы.

Поэтому в будущем при оценке массовых и индивидуальных средств транспорта во внимание будут принимать не только пропускную спо­собность машин и дорог, а также расходы на их содержание.

Большое внимание в последнее время градостроители уделяют проб­лемам свободного времени, поскольку в преобразовании структуры го­родов и всего расселения непременно должно сказаться сокращение ра­бочего времени, что вызовет необходимость расширить сеть различных учреждений культуры и спорта.

С увеличением доли свободного времени произойдет изменение в са­мом соотношении видов его использования. Так, в связи со снижением удельного веса физического труда появится необходимость большую по сравнению с предшествующим периодом часть времени отводить за­нятиям спортом.

Повышенные требования к образовательному уровню приведут не только к расширению сети учебных заведений, но и к развитию различ­ных форм учебы без отрыва от работы. Стремительный прогресс об-



Xii. предпосылки будущего развития расселения - student2.ru Структура общества

Возможности техники

щества потребует непрерывного пополнения знаний в процессе самого труда, поскольку удлинение сроков учебы до бесконечности невозмож­но. Таким образом, граница между работой и учебой будет посте­пенно исчезать. Создание специальных комплексов зданий для про­изводственных, исследовательских и учебных целей найдет отражение в облике городов и в особенности в устройстве их производственных узлов.

Много недостатков содержится в современной организации связи жилья и работы, в размещении предприятий общественного обслужива­ния и в работе массового транспорта. Потери времени, связанные с по­ездкой на работу и обратно, составляют в среднем около 15% всего сво­бодного времени. У работающих женщин 50% свободного времени от­нимает работа по хозяйству, приготовление пищи, покупки, уборка и другие дела. Так что у работающих женщин свободного времени прак­тически не бывает.

Ответ на вопрос о том, как и для чего используется свободное время, дадут специальные исследователи, а их выводы послужат выяснению вопроса, как следует проектировать, строить и оборудовать город.

Современные города сохранили свою «классовую географию»: райо­ны вилл, строившиеся для привилегированных слоев общества и квар­талы доходных домов, несущих на себе отчетливые следы тех слоев на­селения, для которых они предназначались. В этих домах можно увидеть просторные квартиры бывшей мелкой буржуазии и сносно обору­дованные квартиры хорошо оплачиваемых служащих. Здесь же сохра­нились небольшие низкого качества квартиры, строившиеся для рабо­чих главным образом в конце XIX в. и рассчитанные на высокую плот­ность. Классовой структуре общества соответствует и особая сеть пред­приятий обслуживания, учреждений культуры и разного рода оффисов, сосредоточенных в центрах городов и в богатых кварталах. Отдельные из этих учреждений сознательно создавались таким образом, чтобы слу­жить ограниченной части общества.

Ликвидация классов означает создание благоприятных условий жиз­ни для всех, формирование новых отношений между людьми и развитие их новых потребностей. Одной из важнейших целей социалистического общества является ликвидация существенных различий между органи­зацией быта в городе и на селе. Механизация и автоматизация сельско­хозяйственных работ повысит степень концентрации сельского населе­ния, обеспечит, таким образом, возможность создания на селе более со­вершенной системы общественного обслуживания, приближенной к городскому типу.

Так, изменения в общей структуре общества, развивающегося в ус­ловиях социализма, а затем коммунизма, будут оказывать свое решаю­щее воздействие на дальнейшее развитие расселения.

Наряду с развитием производительных сил и прогрессом общества перемены в расселении станут возможны благодаря новым открытиям и достижениям техники, особенно в тех ее областях, которые непосред­ственно касаются строительства и организации жизнедеятельности го­рода.

При этом необходимо учитывать, что складывается двоякое взаимо­отношение техники и форм расселения. Будучи составной частью произ­водительных сил, техника оказывает самое непосредственное влияние на формирование расселения. Об этом свидетельствует, например, за­висимость роста и размещения городов от способа получения и передачи энергии. В то же время появление целого ряда новинок в области тех­ники в прошлом и настоящем прямо или косвенно было вызвано сами­ми потребностями развивающихся городов.

Бытует такое мнение, что рост городских агломераций был вызван развитием современного массового транспорта. В действительности же



Теория и практика

дело обстояло совсем наоборот. Известно, что первая линия Лондонско­го метро создавалась по аналогии с железнодорожным транспортом на совершенно непригодной для этого паровой тяге и лишь позже была переведена на электротягу. В ряде других городов, в особенности в США, железнодорожный транспорт вторгся прямо на улицы и лишь постепенно заменялся видами транспорта, более пригодными для го­рода.

О влиянии техники на характер расселения написано много работ. Авторы новейших научно-фантастических романов, описывая города будущего, черпают свои сведения из публикаций, раскрывающих новые достижения техники, позволяющих думать о преобразовании климата, создании системы кондиционирования целых городов, о передаче энер­гии без проводов, о движущихся тротуарах и сверхскоростных линиях транспорта, демонтирующихся домах, сложенных из легких материалов, телеэкранах величиной со стену и т. п.2

Техника такого рода по плечу современному обществу. Но при этом наши города пока еще не обнаруживают признаков всех этих новшеств. Происходит это оттого, что на реконструкцию городов и характер всего расселения влияет не только уровень развития техники, но и экономиче­ские ресурсы общества, его способность использовать новые технические средства.

Города представляют собой скопления материальных ценностей, соз­дававшихся в течение долгих десятилетий, а потому любое вмешатель­ство в них требует затраты больших средств и не может осуществляться мгновенно. Критикуя те серьезные недостатки, которые встречаются в повседневной жизни городов, их жители обычно не задумываются над тем, что, с одной стороны, изобретение эффективного способа ликвида­ции этих недостатков не так просто и что, с другой стороны, еще слож­нее найденное решение воплотить в жизнь.

Предпосылкой реконструкции городов является не простая замена снесенного жилого фонда новым жильем, но и строительство других объектов типа складов и производственных цехов, которые должны по­явиться взамен снесенных в старых кварталах. Для улучшения работы автомобильного транспорта необходимо строительство дорогостоящих дорог, перекрестков в разных уровнях, мостов и других инженерных со­оружений. Условием развития массового транспорта является не только-создание нового машинного парка, но и перестройка целых трасс, про­бивка туннелей и т. п.

Достаточное количество качественной питьевой воды может быть обеспечено лишь в результате строительства станций очистки, водопро­водов, водоприемников и плотин. Для осуществления всех этих работ требуются денежные средства, исчисляемые в миллионах и миллиар­дах, сотни машин и колоссальное количество высококвалифицированно­го человеческого труда.

Именно поэтому устройство городов и организация расселения серь­езно отстают от развития общества и новых требований пространствен­ного размещения производительных сил. Человечество живет в городах вчерашнего дня, думает о городах завтрашнего дня и не располагает достаточным количеством материальных средств для строительства го­родов дня сегодняшнего. Теоретиков-градостроителей упрекают в том, что они не могут решить вопроса о будущем развитии поселений. При этом в организации городов до сих пор не выполнены те элементарные требования, которые известны с самого начала нашего века. К ним отно­сятся, например, целесообразное расположение отдельных компонентов города, реконструкция старых кварталов, снижение завышенной плот­ности, увеличение зеленых насаждений, достаточное количество дорог и их изоляция от жилья.

Каждое градостроительное мероприятие, претендующее на широту, требует не только затрат значительных материальных средств, но в боль-



шинстве случаев нацелено на далекое будущее, поэтому зачастую оно не дает мгновенных положительных результатов. В ряде случаев цен­ность вклада градостроительных решений не представляется возмож­ным вычислить. Конечно, можно сосчитать экономию, полученную от сокращения трассы и улучшения условий работы транспорта, но глав­ный вклад большинства градостроительных мероприятий в улучшении жизненной среды и в создании условий для будущего развития расселе­ния. Подлинная экономика градостроительства перспективна и гран­диозна, и, очевидно, именно поэтому она нередко подменяется «сиюми­нутностью» и мелочной экономичностью, в конечном счете чаще всего действующей против основополагающих принципов градостроительства.

Сторонники «сиюминутной» экономичности требуют застройки внут­ри города и внутри кварталов каждого квадратного метра свободной площади, они отвергают необходимость оставлять резервные площади и создавать достаточно широкие коммуникации, способные служить дол­гое время. По вине такой «экономии» происходит бесконечная компакт­ная застройка городов, лишенных зеленых насаждений, зон отдыха и общественных пространств, важные общественные здания размещаются случайно, где попало, вместо того, чтобы располагаться в соответствии с их социальной ролью на одной из общественных территорий, наиболее подходящих для этой цели.

Преодолеть неблагоприятные факторы градостроительства можно только ценой целенаправленных и планомерных усилий всего общества, которое, желая выпестовать среду, полностью соответствующую ее пред­ставлениям, сумеет найти и пути для осуществления поставленной цели.

Возможность четко сформулировать градостроительные замыслы и затем реализовать их тесно связана с экономической и классовой струк­турой общества, оказывающей воздействие на те цели, которые общест­во ставит перед собой в процессе строительства и реконструкции горо­дов, и создающей решающие в той или иной степени благоприятные условия для осуществления этих целей. В социалистическом обществе эти благоприятные условия опираются на общественную собственность, на средства производства и землю.

В капиталистическом обществе градостроительство даже при самых лучших намерениях не может преодолеть противоречий классового рас­слоения, неизбежно отражающегося на всей структуре расселения, в строительстве и расположении отдельных городских кварталов, в фор­мах и объеме общественного обслуживания. Все, даже наилучшим об­разом продуманные эксперименты или сознательно создаваемые фаль­шивые иллюзии на практике кончаются одинаково безуспешно. Разу­меется, в капиталистических странах есть удачные примеры воз­ведения отдельных зданий, ансамблей и целых комплексов. Однако характерные проявления капиталистической экономики — частная собст­венность на средства производства и землю, конкурентная борьба и спе­куляция земельными участками — затрудняют, а часто делают невоз­можной целенаправленную реализацию больших градостроительных за­мыслов. Неслучайно поэтому именно эти проблемы занимают так много места в новейших градостроительных работах западных теоретиков и на различных международных конгрессах. Решение этих проблем счи­тается основной предпосылкой дальнейшего гармонического развития расселения.

Градостроительные замыслы социалистического общества определя­ются его первоочередными целями, к которым относится ликвидация классовых различий между людьми и всестороннее развитие материаль­ных и духовных предпосылок их жизни.

Другое дело, что пока еще ни градостроители, ни другие специали­сты, которые по роду своей деятельности связаны с развитием расселе­ния и городов в социалистических странах, еще не научились полностью использовать огромные преимущества социалистического общественного строя. Необходимо также помнить, что гармония народнохозяйственных

и градостроительных планов не создается автоматически, что ее можно создать лишь целенаправленным и продуманным путем.

Предпосылки

Регулирования

Расселения

Формы расселения

Основным рычагом, при помощи которого социалистическое общест­во может воздействовать на всю структуру расселения, является плано­мерное размещение производительных сил, а вместе с тем и мест прило­жения труда.

Численность населения в Праге удается поддерживать в пределах 1 млн., потому что создание новых мест приложения труда регулируется, а отдельные из них выводятся из города совсем. Разумеется это не озна­чает замораживания города, но преследует лишь цель создать рацио­нальное равновесие, при котором отдельные предприятия и учреждения развиваются дальше и делают это за счет применения новой техники и автоматизации, а не за счет увеличения количества работающих. Если бы в Праге было допущено стихийное возникновение новых мест приложения труда, то количество населения росло бы здесь, как и в большинстве крупных городов других стран. Такой рост шел бы за счет откачки населения из других областей, обострял бы жилищную проблему и содействовал усложнению отдельных транспортных и других проблем города.

У города Кошице не было бы перспективы увеличить количество на­селения до четверти миллиона, если бы в его окрестностях не строился Восточнословацкий металлургический комбинат и если бы здесь не раз­вивались и другие промышленные отрасли, не возникали бы высшие учебные заведения и различные учреждения. Развитие городов в Восточ­ной Словакии, являющееся важным шагом на пути к созданию новых центров в этой области и тем самым к созданию большей равномерности расселения в масштабе всей республики, поддерживается и непосредст­венно вызывается размещением новой химической и другой промышлен­ности.

У сельского населения не было бы перспективы концентрации, если бы в сельском хозяйстве придерживались старых, традиционных спосо­бов труда и не перешли бы к крупному производству и использованию машин.

Одного понимания нерациональности разбросанного расселения уже недостаточно. В настоящее время необходимо в самом производстве соз­дать такие предпосылки, которые бы активно содействовали преобразо­ванию структуры расселения, вели бы к совершенствованию системы об­служивания и повышению жизненного уровня.

Признавая решающую роль уровня развития производительных сил и характера размещения мест приложения труда, нельзя полагаться только на действие этих факторов при формировании расселения. Сам по себе факт усиленной концентрации населения в районе города Коши­це, вызванный строительством металлургического комбината, еще от­нюдь не решает вопроса о конкретных формах расселения. В этом слу­чае можно себе представить два варианта: 1) новые населенные места стихийно разрастутся в непосредственной близости от нового промышлен­ного предприятия; при этом не будут соблюдаться необходимые градо­строительные принципы и санитарные нормы расстояний между отдель­ными объектами; 2) все работники нового предприятия поселятся в го­рах и на дорогу до работы будут затрачивать долгие часы. Можно пред­положить и другие решения: создание вокруг комбината системы новых малых городов или же строительство новых жилищ в самом городе Ко­шице за счет увеличения в нем общей плотности населения.

Те или иные способы застройки и формы расселения определяются структурой и характером общества. При этом учитывается пропускная способность и возможные графики работы массового транспорта, усло­вия размещения, объемы и формы жилищного строительства, уровень развития существующих городов и реальные возможности для строи-



Xii. предпосылки будущего развития расселения - student2.ru Жизненная среда

Наши рекомендации