Комплексная оценка наличия объектов социальной сферы по состоянию на 01.01.2007 г.

  Населенные пункты Районная Администрация Сельская Администрация Дошкольные учреждения Общеобразовательные школы НПО Больницы, поликлиники Амбулатории, ФАП Объекты социального обеспечения и защиты Спорткомплексы, объекты спорта Клубы, дома культуры Библиотеки
 
  с. Амух - + - + - - ФП - - + +
  с.Анклух - - - - - - - - - - -
  с.Цирхе - - - + - - ФП - - - -
  с.Шари - - - + - - ФП - - - -
  с. Буркихан - + + + - - ФП - - + +
  с. Буршаг - + - + - - ФП - - + +
  с.Арсуг - - - + - - ФП - - + +
  с. Дулдуг - + - + - - ФП - - + +
  с.Гоа - - - + - - ФП - - + +
  с.Яркуг - - - + - - ФП - - + +
  с. Кураг - + - + - - ФП - - + +
  с.Худиг - - - + - Б ФП - - + +
  с. Рича - + + + - - А - - + +
  с.Бедюк - -   + - - ФП - - + +
  с. Тпиг + + + + - БП ФП + + + +
  с. Фите - + - + - - ФП - - + +
  с. Хутхул - + - + - - ФП - - + +
  с.Миси - - - + - - ФП - - + +
  с. Чираг - + - + - - ФП - - + +
Условные обозначения:  
"+" - объекты имеются, но не нормируются  
"-" - объекты отсутствуют  
(Д) - объект отсутствует, находится в дефиците  
  - приспособленное, аварийное, ветхое здание  
Объекты здравоохранения:  
Б - больница  
П- поликлиника  
ФП – ФАП (фельдшерский пункт или фельдшерско - акушерский пункт).  
                             

Анализ, проведенный в рамках комплексной оценки социально-культурного развития горных и высокогорных районов Республики Дагестан показывает, что ситуация в Агульскомрайоне является сложной, как по состоянию материально-технической базы объектов социально-культурного обслуживания, так и по обеспечению квалифицированными кадрами и в определенной степени – по их мощности (емкости).

Предложения по пространственно-территориальной организации системы социально-культурного обслуживания населения Агульского района

базируются на:

l прогнозе перспективного развития поселенческой сети и систем расселения;

l предлагаемом развитии дорожно-транспортной се­ти, развитии местной авиации;

l учете межселенных трудовых, социально-культурных связей;

l осо­бенностях сложившейся социальной инфраструктуры;

l развитии сети «Интернет».

На проектный период система социально-культурного обслуживания населения сохраняется и развивается за счет развития отраслей (объектов) социальной инфраструктуры, на базе реконструкции и модернизации существующих учреждений социальной сферы, нового строительства; формирования набора объектов социально-культурного обслуживания, соответствующего проектируемой Модели системы социально-культурного обслуживания населения; совершенствования транспортной сети района.

К центрам проектируемой системы социально-культурного обслуживания населения относится, прежде всего,

с.Тпиг - центр, с развитыми функциями социально-культурного обслуживания населения.

В перспективе село Тпиг усиливает позиции центра социально-культурного обслуживания, в нем должны получить развитие не только традиционные отрасли социально-культурного обслуживания (здравоохранение, образование, культура, а также физкультура и спорт), но и современные высокотехнологичные отрасли сферы услуг (телекоммуникационные услуги, современные спортивные сооружения, интернет-клубы и др.). Намечается также строительство объектов начального и среднего профессионального образования.

В перспективе на территории района формируется также подцентры социально-культурного обслуживания – села Худиг и Рича, где намечается приоритетное развитие отраслей (объектов) социальной инфраструктуры на основе нового строительства учреждений здравоохранения, образования, культуры, а также физкультуры и спорта.

Муниципальные центры сельских поселений обслуживают жителей населенных пунктов сельских поселений и в перспективе должны дополнить набор объектов недостающими учреждениями социальной сферы на основе нового строительства.

Населенные пункты - локальные центры, находящиеся обособленно, в перспективной системе развивают сеть объектов повседневного спроса и удобные связи с близлежащим центром социального тяготения.

В силу особых труднодоступных условий проживания населения некоторые населенные пункты должны иметь определенный набор услуг не только повседневного пользования, но и периодического и эпизодического обслуживания. Кроме того, в целях сохранения и закрепления кадров, особенно молодежи, уровень социально-культурного обслуживания (особенно услуги информационных технологий) в населенных пунктах на труднодоступных территориях должен быть многократно выше, чем на плоскости.

Отражено на карте (схеме): «Расселение населения и система социально - культурного обслуживания».

ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА

Агульский район расположен в переходной от высокогорной к среднегорной части южного Дагестана, окружен со всех сторон хребтами и горными отрогами, и представляет достаточно изолированную и компактную территорию.

Основу планировочной структуры района составляют транспортные оси (автомобильные дороги), выполняющие роль планировочных осей; планировочный центр с.Тпиг и крупные сельские населенные пункты, формирующиеся как планировочные подцентры, речные артерии, горы и долины, являющиеся планировочными элементами.

Территориальная взаимосвязь, взаиморасположение этих элементов и составляют особенности планировочной структуры и планировочной ситуации Агульского района.

Планировочная ситуация Агульского района является достаточно сложной, а планировочная структура – не достаточно сбалансированной, не совершенной.

Горный рельеф и действие опасных геологических процессов являются серьезными планировочными ограничениями для развития планировочной структуры территории района.

Не совершенна транспортная сеть, представлена автомобильными дорогами низших категорий и некатегорийными дорогами.

Планировочные центры не достаточно развиты.

Планировочные зоны разорваны горными массивами, локализованы по горным долинам, вдоль транспортных осей и речных артерий.

Можно выделить несколько локальных планировочных зон, находящихся в долинах рек Чирахчай, Кошанапу с центрами в селах: Тпиг, Худиг, Рича и др.

Главный планировочный центр с.Тпиг расположен на юге района, вне географического центра, а планировочные подцентры еще только формируются.

Главный планировочный центр с.Тпиг, вместе с с.Хутхул, образуют планировочный узел (или ядро), который «держит» часть южнойтерритории и территорию вдоль долины реки Чирахчай.

Населенные пункты – Рича и Чираг – формирующиеся подцентры на транспортной оси Хив-Тпиг- Вачи –должны держать часть восточной территории, вдоль р Чирахчай.

Населенные пункты - Буркихан и Амух – формирующиеся подцентры на транспортной оси Тпиг - Урхарах, и должны держать центральную часть территории.

Населенный пункт Худиг – формирующийся подцентр на внутрирайонной транспортной оси Дулдуг – Шари, должен будет держать западную часть территории.

Главная планировочная(транспортная)ось - автодорога Хив – Тпиг – Чираг - Вачи «держит» часть восточной территории до с.Амух.

Вторая планировочная (транспортная) ось автодорога - Тпиг – Амух «держит» центральную часть территории, обеспечивает прежде всего внутрирайонные межселенные связи (но через перевал … осуществляются связи с Дахадаевским районом).

Третья планировочная (транспортная) ось– автодорога Дулдуг – Худинг - Шари, вдоль реки Кошанапу, - обеспечивает внутрирайонные транспортные, хозяйственно-организационные и социально-культурные межселенные связи.

Рекреационные зоны также не сформированы.

В перспективе предусматриваются рекреационные зоны на сопряженной территории с.Тпиг и с Хутхул, и территории, приуроченные к основным транспортным артериям района.

Выводы

Планировочный каркас территории Агульского района формируют в перспективе три развивающиеся планировочные оси и пять развивающихся планировочных центров, с локальными планировочными зонами:

· с. Тпиг (вместе с с. Хутхул) рассматривается как главный планировочный центр, или планировочный узел;

· села: Худиг, Дулдух, Рича, Чираг и Бургихан и Амух рассматриваются как планировочные подцентры разного порядка (второго и третьего);

· шесть локальных планировочных зон, находящиеся в долинах рек Чирахчай, ее притоков (Кошанапу и др.) с центрами в селах: Тпиг, Дулдуг, Бургихан, Худиг, Рича, Чираг;

· три планировочные (транспортные) оси разного порядка: две – главные, обеспечивающие внешние связи района и одна – второстепенная, внутренняя, обеспечивающая только межселенные связи. При этом транспортная ось – Тпиг – Амух – Уркарах должна получить развитие за счет капитальной реконструкции и нового строительстава участка автомобильной дороги Амух – Ашты (на Уркарах, Дахадаевский район).

При выделении перспективных плантровочных центров учитывались, прежде всего, следующие факторы:

- удаленность и труднодоступность отдельных поселений и населенных пунктов района от главного планировочного центра;

- состояние транспортной инфраструктуры района и перспективы ее развития;

- наличие потенциала развития.

Проектные предложения.

Развитие планировочной структуры Агульского района требует формирования и развития планировочных подцентров района, которые определены в работе, а также развития как главных, так и второстепенных планировочных осей, которые также определены в работе, формирования градостроительных и рекреационных зон.

Наши рекомендации