И психофизиологические факторы

УДК 73/76

ББК 85.11

Р86

Рецензенты:Грашин А.А., доктор искусствоведения,

завотд. ВНИИТЭ, академик Международной академии наук

о природе и обществе;

Манусевич Ю.П., канд. архитектуры, ст. преподаватель МАрхИ

(Государственная академия).

Рунге В.Ф.

Р 86Эргономика и оборудование интерьера: Учеб. пособие. — М.: Архитектура-С, 2004 - 160 с. ил. ISBN5-9647-0011-Х

Излагаются основные понятия и базовые положения по учёту «человеческих факторов», методы решения эргономических задач в процессе проектирования окружающей среды на основе конкретных рекомендаций и обширного справочного материала. Приведены све­дения о номенклатуре элементов комплексного оборудования и на­полнения интерьеров жилого и общественного назначения, городских пространств, рассмотрены функционально-эксплуатационные и эрго­номические характеристики современных образцов

Для архитектурных и художественно-промышленных средних учебныхзаведений.

ISBN 5-9647-0011-Х

ББК 85.11

© Архитектура-С, 2004 © Pvhic В.Ф, 2004

ВВЕДЕНИЕ

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обита­ния основывается на интуиции и спонтанности, с одной стороны, это решение эмоционально-образных задач (сфера искусства), ин­формации и методологии, с другой — решение утилитарно-конст­руктивных задач (область науки и техники). Проектировщик (архи­тектор, дизайнер) как бы балансирует между искусством и научны­ми фактами. К основополагающим факторам, определяющим харак­теристики среды, ее оборудования и предметного наполнения, отно­сятся, в первую очередь, показатели, связанные с «человеческими факторами». Роль этих факторов тем весомее, чем сложнее техни­чески или объемно-планировочно объект проектирования.

Восемьдесят лет назад творчество пионеров «классического» дизайна положило практическое начало современному подходу к формированию среды обитания с учетом роли и значения «челове­ческих факторов». Так Оскар Шлеммер еще в Баухаузе целью свое­го курса (1922—1929) ставил ни больше, ни меньше, как ознакомле­ние студентов «с человеком в совокупности его бытия», и подчерки­вал, что «соотношение между человеком и внешним миром являет­ся посвящением в проблемы жилища и его планирования». Сегодня понятно, что это касается не только жилища, но и всей среды жизне­деятельности.

Научно-технический прогресс наряду с огромными положитель­ными результатами уже принес и продолжает приносить с собой определенные отрицательные социальные последствия. Все новые технические средства (машины, механизмы, «умные» приборы, в т.ч. компьютерное оборудование и пр.), новейшие технологические про­цессы, синтетические материалы и т.д., с одной стороны, облегчают процесс труда, повышают его производительность, ускоряют пере­движение в пространстве людей и грузов, позволяют достигать вы­сот в космосе и глубин в океане, совершенствовать архитектурную среду. С другой стороны, одновременно растет количество аварий, техногенных катастроф, ухудшается экологическая обстановка. Многие негативные моменты обусловлены «сбоями» в деятельнос­ти людей, невозможностью адекватного реагирования ими на изме­няющиеся условия природной и рукотворной окружающей среды. Как современное производство, авиация, водный и наземный транс­порт, офисы, конторы и т.д., так и бытовая среда, широко оснащае­мые сложными техническими системами, предъявляют к человеку




требования, вынуждающие его нередко работать на пределе психо­физиологических возможное гей, а также в экстремальных ситуаци­ях.

Недостаточная двигательная активность в труде и бытовой обстановке становится все более распространенным фактором, сни­жающим физические показатели и ухудшающим здоровье человека. Неблагоприятные условия окружающей среды, несогласованность ее элементов (особенно технически сложной аппаратуры, приборов) с объективными потребностями и возможностями человека за­трудняют или делают практически невозможным выполнение жиз­ненных функций. Проектируя среду, в которой человек живет, ра­ботает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как «эффек­тивность», «удобство», «комфорт», «безопасность», «удовлетворе­ние» и пр., т.е. о необходимости максимального учета человеческих факторов.

Под человеческими факторамив эргономике понимается сово­купность анатомических, физиологических, психологических и пси­хофизиологических особенностей человека, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой, а также социально-психологические моменты, связанные с межличностными отношениями, влияющими на психологический климат в коллективе.

Проблема человеческих факторов так же стара, как орудия тру­да и рукотворная среда обитания, созданные для нужд человека. Еще в доисторические времена их удобство и соответствие потребностям людей были, по образному выражению английского ученого Б. Шеккела, вопросом жизни и смерти: если человек изго­тавливал плохое орудие и не мог достаточно эффективно его приме­нять, на свете очень скоро становилось одним плохим конструкто­ром меньше [19].

Научно-практическое осознание этой проблемы началось пять­десят лет назад. До начала XX века целенаправленно исследовались во взаимодействии с человеком, главным образом, ручной инстру­мент и оружие, в первой половине XX века — машины: станки, меха­низмы, транспортные средства. Только после Второй мировой вой­ны учет человеческих факторов выделился в самостоятельную науч­ную дисциплину, которая возникла на стыке между науками о чело­веке и техническими дисциплинами. В разных странах она получи­ла разное название: в США — «исследование человеческих факто­ров», в Англии — «эргономика», в Германии (Западной) — «антро-потехника» и др. В Советской России был принят английский тер­мин, который сейчас распространен практически повсеместно. Раз-

витие эргономики началось с военной техники. В США, Вели­кобритании и других странах к ее созданию были привлечены значительные силы ученых, изучавших человека. Затем (60-е годы XX века) эргономика все больше использовалась при проектирова­нии средств транспорта и оборудования для управления их движе­нием, станков и производственной среды, а также космической тех­ники. 1970-е годы — время развития эргономики потребительских товаров и услуг: повышенное внимание начинает уделяться удобству, безопасности и, по возможности, комфорту при пользовании бытовой техникой, а также вопросам детского травматизма. 1980-е — годы бурного развития компьютерной техники (в офисе и быту) и ее эр­гономических характеристик. В последние десятилетия приоритет­ными являются направления эргономики информации, не ослабева­ют работы в областях военной и космической техники.

Создание архитектурной среды, наиболее полно отвечающей со­временным тенденциям повышения качества жизни, возможно только при масштабном использовании эргономики как естествен­но-научной основы дизайн-проектирования. Поэтому в наши дни сложившееся содержание эргономики, охватывающее, главным об­разом, трудовую деятельность, дополняется учетом человеческих факторов в быту, на отдыхе, учебе и т.д., а также в социально-куль­турной и других общественных сферах.

Изучение эргономики, освоение методики учета человеческих факторов при дизайн-проектировании среды, ее оборудования и предметного наполнения — важная составляющая цикла подготов­ки по специальностям «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн ин­терьера».

Предлагаемое учебное пособие состоит из двух разделов, рас­крывающих основные моменты курса «Эргономика и оборудование интерьера»:

раздел 1. Основы эргономики;

раздел 2. Эргономика основных видов среды.

Каждый раздел в свою очередь членится на ряд подразделов, которые, по сути, являются отдельными темами. Для более глубоко­го усвоения изучаемого материала учащиеся должны сосредоточить свое внимание именно на них.

РАЗДЕЛ 1.

Основы эргономики

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭРГОНОМИКИ

Рассмотрим определение как самой эргономики, так и ее основ­ных понятий [9, 32, 38, 39, 40].

Эргономика(от греч. ergon - работа и nomos - закон) - на­учная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляю­щая закономерности создания оптимальных условий высокоэффек­тивной жизнедеятельности и, в первую очередь, высокопроизводи­тельного труда.

Предметом эргономикикак науки является изучение систем­ных закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими объектами, предметом деятельности и средой в про­цессе достижения цели деятельности или при специальной подго­товке к ее выполнению.

В процессе жизнедеятельности теснейшим образом взаимосвя­заны человек и технические средства, многие объекты, с которыми он взаимодействует. Последние, т.е. различные объекты, невозмож­ны и ненужны без человека — их он создает для себя и его особенно­стям они должны соответствовать. В свою очередь творения рук че­ловека оказывают непосредственное воздействие на своего создате­ля. Таким образом человек и все созданное им находятся в нераз­рывной взаимосвязи, образуя единую систему. Еще один компонент этой системы составляют условия, в которых происходит их взаи­модействие, т.е. среда жизнедеятельности, среда обитания.

Система— сочетание взаимодействующих факторов, компонен­тов, объединенных определенной единой целью. Чаще всего в эрго­номике речь идет о системе «человек—машина—среда» (рис. 1), но могут рассматриваться и другие системы, например система взаимо­действия людей в производственном или ином коллективе.

Машина— в эргономике это любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энер­гии, информации и пр. В быту — это пылесос, холодильник, газовая или электроплита, аудиокомплекс, компьютер и т.д.

Цель эргономики— повышение эффективности и качества дея-

ти человека в системе «человек—машина—предмет деятель-

Р Да обитания» (сокращенно «человек—машина—среда»)

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru Граница раздела между человеком и машиной


и психофизиологические факторы - student2.ru
Физиологическое состояние

Антропо метрические ДАННЫЕ

и психофизиологические факторы - student2.ru Г"

и психофизиологические факторы - student2.ru Машина

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru Результат работы

Оборудование

Звуковой ~ сигнал

Тактильное воздействий I

Средства отображения информации

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru Органы управления

и психофизиологические факторы - student2.ru Т

Такти_пьнов_ воздействие

Человек



и психофизиологические факторы - student2.ru Машина

Органы управления и приборы

Человек и окружающая среда

и психофизиологические факторы - student2.ru Рис. 1. Система «человек—машина—окружающая среда»

при одновременном сохранении здоровья человека и создании пред­посылок для развития его личности.

Задачей эргономикикак сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (спосо­бов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосред­ственно влияют на эффективность и качество деятельности и пси­хофизиологическое состояние человека.

Эргономические требования— это требования, которые предъявляются к системе «человек—машина—среда» в целях опти­мизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антро­пологических, физиологических и гигиенических характеристик и

возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и от­дельных ее элементов.

Человек-оператор— любой человек, управляющий машиной. Для эргономиста и диспетчер аэропорта, и рабочий-станочник, и домохозяйка у плиты или с пылесосом —операторы. Эргономика, ее методы в последнее время все шире используются при проектирова­нии не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина» употреб­лять более обобщенные понятия «изделие», «предмет».

Эргономические свойства— это свойства изделий (предметов), которые проявляются в системе «человек—предмет—среда» в ре­зультате реализации эргономических требований.

Основные структурные элементы эргономики (рис. 2) — это тео­рия, методология и научные знания о предмете исследования. На­ряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки, важным звеном ее практического функцио­нирования и развития служит блок оперативных средств и методов эргономического исследования, определяющий специфику эргоно­мики в качестве прикладной научной дисциплины [7].

Блок оперативных средств и методов охватывает три важней­ших направления эргономических исследований объекта «чело­век — предмет—среда»: анализ, синтез (моделирование) и оценку объекта.

Результаты эргономического исследования — научно и экспери­ментально обоснованные данные, необходимые для проектной раз­работки системы.

Процесс проектирования системы с самого начала должен быть ориентирован на формирование ее (системы) эргономических свойств как на одну из важнейших целей, достигаемых в процессе эргономического обеспечения проектирования.

Весь процесс эргономического сопровождения (обеспечения) проектирования можно представить в виде следующих этапов:

• анализ деятельности человека с исследованием факторов ее про­
текания;

• разработка эргономических требований и показателей, а также
рекомендаций по их учету;

• формирование эргономических свойств проектируемой техники
(изделия) и среды.

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru ЭРГОНОМИКА
__ как наука

ТЕОРИИ

МЕТОДОЛОГИЯ

и психофизиологические факторы - student2.ru НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

об объекте иссле­дования человек-предмет—среда (отно­шения, связи, законо­мерности)

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru ОПЕРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ

Анализ Синтез Оценка

/моделирование/

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕК - ПРЕДМЕТ - СРЕДА

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru РЕЗУЛЬТАТЫ Эргономическое обеспечение:

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru принципы и требования

эргономические модели

оценки и рекомендации

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru Рис. 2. Эргономика как наука (структурная схема) [7]

Заключительный этап — оценка полноты и правильности реали­зации эргономических требований (эргономическая оценка и аттес­тация).

Эргономика органически связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям чело­века. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но главным образом их структурные связи, которые при­дают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как есте­ственно-научную основу дизайна.В практическом плане учет чело-

веческпх факторов неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования.

С середины 1980-х годов за рубежом и в нашей стране употреб­ляется понятие эргодизайндля обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человечес­кого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что установить границы между ними порой оказывается просто невозможно.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Эргономика как научная дисциплина базируется на синтезе до­стижений социально-экономических, технических и естественных наук. Как междисциплинарное направление она синтезирует наибо­лее близкие к ее целям и задачам сведения, методики этих наук в интересах человека. Эргономический подход к решению задачи оп­тимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными осо­бенностями человека, приведены ниже.

Социально-психологические факторыпредполагают соответ­ствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организа­ции рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают степень опосредования межличностных от­ношений содержанием совместной деятельности по управлению объектом.

Антропометрические факторы(антропо... — греч. anthropos — человек + ... метрия — греч. — metreo) обуславливают соответствие структуры, формы, размеров оборудования, оснащения и их элемен­тов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответ­ствие характера форм изделий анатомической пластике человечес­кого тела.

Психологические факторыпредопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего чело­века.

Психофизиологические факторыобуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

Физиологические факторыпризваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

Гигиенические факторыпредопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, тем­пературе, давлению, запыленности, вентилируемое™, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излуче­ний, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, грави­тационной перегрузке и ускорению.

Гигиена (греч. hygieinos — приносящий здоровье) — раздел про­филактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье и работоспособность человека; практическая область при­менения гигиены — санитария (лат. sanitas — здоровье), разработка санитарных норм и требований.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЯМ (ОБОРУДОВАНИЮ)

Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связаны с разме­рами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. Древние народы и народы всей Европы вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут — англ. — ступня и т.д.). Строители, архитекторы возводили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные раз­меры самих построек были сомасштабны людям. Художники и скульпторы, руководимые желанием получить простые средства для воспроизведения фигуры без непосредственного обращения к натуре, а также стремясь к созданию гармоничного образа человека, предлагали и пользовались системами пропорций — канонами (рис. 3).

В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции (2-ая полови­на V века до н.э.), за единицу принималась ширина ладони и голо­ва составляла 1\8 длины тела, а лицо — 1\10 и т.д. Римский зодчий 2-ой половины I века до н.э. Витрувий в учении о пропорциях при­нимал следующие соотношения частей тела: голова — 1\8, лицо — 1\10, расстояние от верхушки головы до сосков — 1\4 длины тела, размах рук равен высоте фигуры. Видоизмененный квадрат древних стал каноном Леонардо да Винчи (1452—1519). По его канону фигу­ра с приподнятыми и разведенными руками и раздвинутыми нога­ми вписывается в круг, центр которого — пупок. Немецкий скульп-

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru

и психофизиологические факторы - student2.ru Рис 3 Пропорции фигуры человека каноны Витрувия (а) и Леонардо да Винчи (б), пропорции мужской (в) и женской (?) фи1ур по Готфриду Шадову, «Модулор» Л Корбкнье {())

тор Готфрид Шадов (1761—1850) на основе морфологических ис­следований установил метрические данные и предложил систему пропорций мужской и женской фигур в зависимости от возраста человека.

С появлением метрической системы мер размеры строительных элементов, архитектурных деталей, сооружений в целом стали утра­чивать живую связь с размерами человека. Знаменитый французс­кий архитектор Корбюзье — Шарль Эдуар Жаннере (1887—1965) — попытался вернуться к гармонизации рукотворной среды обитания на основе размеров человеческого тела. Он запатентовал и приме­нял на практике систему пропорционирования, названную «Моду-лор». Модулор представляет собой шкалу линейных размеров, ко­торые отвечают трем требованиям: находятся в определенных про­порциональных отношениях друг с другом, позволяя гармонизиро­вать сооружение и его детали; прямо соотносятся с размерами чело­веческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архи­тектуры; выражены в метрической системе мер и поэтому отвечают задачам унификации строительных изделий. Корбюзье при этом пытался соединить достоинства традиционно идущей от человека английской системы линейных мер (фут, дюйм) и более абстракт­ной и универсальной метрической системы.

В современной практике предпочитают пользоваться антропо­метрическими характеристиками человека. Антропометрия — со­ставная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека); она является системой измерений человеческого тела и его частей, морфологических и функциональных признаков тела.

Различают классические и эргономические антропометричес­кие признаки.Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологических характе­ристик различных групп населения, а вторые — при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические.

Статические признакиопределяются при неизменном положе­нии человека. Они включают размеры отдельных частей тела и га­баритные, т.е. наибольшие размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и пр. Их значения приведены на рис. 4, а также в таблицах 1 и 2.

Динамические антропометрические признаки— это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характери­зуются угловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки

и психофизиологические факторы - student2.ru

Рис. 4. Основные размеры тела взрослого человека (усреднённые значе­ния)

при ее перемещении вверх, в сторону и т.д.). Эти признаки исполь­зуют при определении угла поворота рукояток, педалей, определе­нии зоны видимости и т.п. Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц, в которых приво­дятся среднее арифметическое значение признака М, среднее квад­ратичное отклонение и значения признака, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям.

Таблица 1 Антропометрические признаки русских мужчин (возраст 18—21 год)

Наименование признака   ения признаков мужчш , мм
  5-й перце- 95-й пер- М а
  нтиль центиль    
Длина:        
тела 66,2
руки 38,5
ноги 47,9
плеча 19,6
предплечья 17,5
стопы 12,2
Высота над полом:        
глаз 62,9
плеча 61,9
локтя 43,3
Передняя досягаемость руки 45,6
Наибольший поперечный 28,7
диаметр тела        
Наибольший передне-задний 19,2
диаметр тела        
Высота над сиденьем:        
верхушечной точки 27,8
плеча 28,8
глаз 26,2
локтя 24,9
бедра 13,3
Высота верхушечной точки 51,6
над полом в положении сидя        
Высота колена над полом 27,2
Спинка сиденья — передняя 17,8
поверхность туловища        
Длина вытянутой вперед 50,4
нога        
Наибольшая ширина таза 19,1
с учетом мягких тканей        
Наибольшая межлоктевая 31,0
ширина        
Спинка сиденья — колено 33,8

Перцентиль— это сотая доля объема измеренной совокупности, выраженная в процентах, которой соответствует определенное зна­чение признака. Площадь, ограниченная кривой нормального рас­пределения значений признака, делится на 100 равных частей, или

Таблица 2 Антропометрические признаки русских женщнн( возраст 18—21 год)

Наименование признака Значения признаков женщин , мм
  5-й перце- 95-й пер- М а
  нтиль центиль    
Длина:        
тела 51,8
руки 29,7
ноги 42,8
плеча 14,7
предплечья 11,8
стопы 11.5
Высота над полом:        
глаз 51,2
плеча 49,5
локтя 36,8
Передняя досягаемость руки 36,2
Наибольший поперечный 29,6
диаметр тела        
Наибольший передне-задний 20,9
диаметр тела        
Высота над сиденьем:        
верхушечной точки 26,9
плеча 24,9
глаз 26,5
локтя 23,7
бедра 15,0
Высота верхушечной точки 45,4
над полом в положении сидя        
Высота колена над полом 21,0
Спинка сиденья — передняя 23,4
поверхность туловища        
Длина вытянутой вперед 40,1
ноги        
Наибольшая ширина таза 26,6
с учетом мягких тканей        
Наибольшая межлоктевая 28,1
ширина        
Спинка сиденья — колено 25,8

перцентилей, каждый из которых имеет свой порядковый номер. Так, 5-й перцентиль ограничивает слева на кривой нормального рас­пределения 5% численности людей с наименьшими значениями признака, 95-й — 5% справа, а 50-й соответствует среднему арифме-

Таблица 3

Диапазон изменения антропометрических признаков

Интервал Перцентили Процент людей.
    входящих в данный
    интервал
М ± 2,5 О 1-99
М±2о 1,5-97,5
М + 1,65 а 5-95
М± 1,15 о 12,5-87,5
М + а 16-84
М ± 0,67 о 25-75

тическому значению признака М. Числовые значения антропомет­рического признака, соответствующие верхней или нижней его гра­нице называют пороговыми. Они являются антропометрическими критериями при расчете параметров рабочих мест на основе метода перцентилей.

Систему перцентилей используют для определения необходи­мых границ интервалов, минимальных и максимальных значений антропометрических признаков. Зная Мио, можно установить зна­чения признаков, которые соответствуют значениям его заданного интервала {табл. 3).

При проектировании изделий, оборудования, организации инте­рьеров и рабочих мест необходимо помнить, что удобство их эксплуатации должно обеспечиваться для 90% работающих или от­дыхающих. Поэтому в практике проектирования чаще используют значения антропометрических признаков, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям, а также 50-му. Например, если необходимо оп­ределить высоту или ширину прохода, высоту пространства под крышкой стола (для размещения ног сидящего), то надо прини­мать значения соответствующих признаков, равные 95-му перцен-тилю, а при определении высоты сиденья — значения, соответству­ющие 50-му перцентилю. При компоновке органов управления в рабочих зонах исходят из признаков, соответствующих 5-му перцен­тилю. В таком случае принятые габаритные размеры пространства или изделия будут удовлетворять максимальное количество людей.

Казалось бы, совершенно излишне говорить о необходимости общей компоновки оборудования и расположении органов управле­ния таким образом, чтобы было удобно работать, не меняя положе­ния тела. Но на практике об этом часто как бы забывают. Например, органы управления серийного токарного станка расположены так,

2 )



и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru

Рис. 5. Органы управления токарного станка трудно доступны для услов­ного среднего мужчины и пригодны лишь для «идеального» оператора

что они труднодоступны для условного среднего мужчины без глу­боких наклонов вперед и в стороны, перемещений вдоль станка вле­во и вправо. Английские специалисты по этому поводу шутят, что за таким станком может оперативно работать только некий «идеаль­ный» оператор с сильно деформированными пропорциями (рис. 5): рост 1372 мм (усредненное значение 1740 мм), ширина плеч 610 мм (470—500 мм), размах рук 2348 мм (1830 мм).

Антропометрические признаки определяются с учетом возраст­ных, половых, этнических (территориальных) и других факторов, так как существенно от них зависят.

Наиболее ярко выражены различия по половому признаку, Так продольные признаки мужчин в положении стоя отличаются от этих признаков женщин (в сторону увеличения) на 7—12 см, длина ноги — на 16—19 см, длина руки — на 7—15 см и т.д.

Этнические различия по группам размеров менее значительны и в продольном направлении для положения стоя достигают 6—9 см.

Наибольшие суммарные половые и этнические различия в про­дольных размерах наблюдаются в положении стоя (рис. 6). В поло­жении сидя эти различия уменьшаются или совсем исчезают, т.к. в положение стоя входит сильно варьирующийся признак длины ноги, а в положение сидя — слабо варьирующаяся длина туловища, которая мало изменяется в процессе акселерации.

Возрастные различия антропометрических признаков выраже­ны нерезко. У молодых людей (20—30 лет) все продольные размеры больше на 5 см, а у лиц старшего возраста (30—50 лет) больше на 5 см поперечные, передне-задние и охватные размеры.

При использовании числовых значений антропометрических признаков, приведенных в таблицах 1 и 2, необходимо иметь в виду,

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru

Рис. 6. Рост женщин 5-го и мужчин 95-го перцентилей различных госу­дарств (данные 1980-х)

Таблица 4 Поправки на одежду и обувь для некоторых размеров тела

и психофизиологические факторы - student2.ru Наименование признака Поправка, мм, на одежду

и психофизиологические факторы - student2.ru легкую тяжелую

и психофизиологические факторы - student2.ru Высота плеч в положении стоя 30 49,5 и более

Высота плеч в положении сидя 5 30,0—32,5

Высота колена в положении сидя 25 37,5 и более

Ширина плеч 7,5 37,5

Ширина локтей 12,5 100-125

Передне-задний размер грудной 12,5 50

клетки

Длина бедер 5 17,5

Ширина бедер 12,5 37,5 и более

Ширина коленей 12,5 50

и психофизиологические факторы - student2.ru что они даны для обнаженного тела. Поправки на одежду и обувь приведены в табл. 4.

Для определения размеров элементов и изделий для детей пользуются антропометрическими признаками, сгруппированными по ростовым группам (рис. 7 и табл. 5).

и психофизиологические факторы - student2.ru и психофизиологические факторы - student2.ru

и психофизиологические факторы - student2.ru Рис. 7. Основные параметры тела ребёнка (см. табл. 5)

Таблица 5

Антропометрические признаки детей по ростовым группам (прочерк оз­начает отсутствие значения)

и психофизиологические факторы - student2.ru № Наименование Ростовые группы (р

Наши рекомендации