Реконструкция процесса ткачества на горизонтальном станке в древнем новгороде

(по материалам новгородской археологической экспедиции)

Среди обширного археологического материала присутствуют находки, которые можно идентифицировать с фрагментами ткацких приспособлений. При реконструкции ткацких приспособлений необходимо учитывать особенности дизайна ремесленных изделий, характерных для всего новгородского материала. Протодизайн орудий труда складывался на протяжении длительного периода времени. При ближайшем рассмотрении выясняется, что все предметы созданные новгородцами имеют некоторые общие характеристики.

1. Одна из наиважнейших черт орудий труда и ремесленных изделий, имеющая значение для реконструкции, заключается в типизации приемов работы с каким-либо материалом.

Стилевое единство внешней формы изделий сформировалось благодаря их конструктивно-технологической общности. Новгородцы в совершенстве знали и использовали механические свойства дерева, которые легли в основу формы различных изделий. Подножка ткацкого станка, лопасть весла, кончик лыжи имеют одинаковый характерный ромбообразный силуэт. Одинаковую форму имеют костяная пуговица и корабельные кляпы, челнок для вязания сетей и лодочная лавка. Эта особенность археологических находок представляет широкие возможности для реконструкции недостающих деталей ткацких приспособлений, используя форму и конструкцию сохранившихся фрагментов, как типичную для целого ряда устройств.

Для восстановления внешнего вида и устройства ткацкого станка особенное значение имеет применение традиционных стандартных соединений. В частности широко применялся принцип соединения деталей «на врезках».

2. «Устаревшие» архаичные в конструктивном плане приспособления использовались в быту и производстве новгородцев наряду с усовершенствованными изделиями.

На живучесть «архаизмов» в народной культуре, указывала Н.И. Лебедева. Эта особенность дает возможность говорить о «широких датировочных вехах, восполнить недостаток археологического материала» (11, с.118).

Наслоение видов и форм более прогрессивных конструкций на древние характерно для ремесленных изделий всех областей России. Табурет-кривулина, изготовленный из корневища, соседствует в древнем Новгороде в слое XIII века с табуретом, имеющим сложную конструкцию в виде куба, собранного из отдельных деталей при помощи стыковочных узлов (7, с.82). В традиционном виде этот предмет меблировки сохранился в крестьянском быту до начала XX века. В конструкции этнографического ткацкого станка из Архангельской области использованы «собачки» и «било» - элементы более архаичного орудия производства. Первоначально эти детали играли главную роль в зевообразовании, а в станке XX века приобрели второстепенную функцию. Накручиванием на «собачку» подвязи берда, регулируется высота его подвески относительно нитей основы. «Нож-било», ранее использовавшийся в качестве берда, в более совершенной конструкции применяется в качестве зеворазделительной планки.

Благодаря черте народного дизайна органичного сосуществования приспособлений различных эпох, многие ткацкие инструменты сохранились до начала XX века. Задача реставратора в данном случае определить время их возникновения.

3.Многофункциональность приспособлений – качество, характеризующее орудия крестьянского быта.

Один и тот же предмет мог использоваться для различных целей. На эту особенность, характерную для орудий труда в период позднего палеолита, заключающуюся в отсутствии строгого разделения функций, указывал С.А.Семенов (21, с.232). Действия, которые производились при помощи инструмента в быту, могли быть самые различные. Рубель применялся для обмолота растительного сырья и для выглаживания одежды, блоки использовались в хозяйстве новгородцев для подъема грузов и в ремизочном механизме ткацкого станка. Отсутствие узкой специализации, своеобразная модульность приспособлений облегчала некоторым образом жизнь, обеспечивала рационально-минимальный комплект орудий, экономила время на его изготовление.

4. Оборудование жилища продумывалось еще на этапе строительства дома, и поэтому неразрывно было связано с интерьером. В конструкции дома сразу предусматривалось размещение и крепление мебели, которая практически вся была встроенной. Вся неподвижная обстановка строилась вместе с домом и называлась хоромным нарядом (1, с.281).

Такие виды деятельности связанные с текстильным производством, как витье, прядение, снование, ткачество, происходили в жилом помещении. Для реконструкции внешнего вида и процесса работы на том или ином приспособлении немаловажно установить характер интерьера и определить место, которое занимало в нем орудие производства.

АНАЛИЗ НОВГОРОДСКИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ТКАНЕЙ.

Прежде чем приступить к исследованию археологических фрагментов ткацкого станка, необходимо обратиться к текстильным находкам. На основе анализа археологических текстильных фрагментов, выработанных на горизонтальном ткацком станке, возможно, сделать некоторые выводы о характере инструмента, при помощи которого они были выработаны. В том числе можно установить количество ремизок использовавшихся на станке, порядок проборки нитей основы в ремизки, порядок подвески подножек и последовательность хода по подножкам в процессе ткачества. Все эти сведения необходимы для обоснованной исторической реконструкции ткацкого станка.

Определение вида переплетения. В основе переплетения ткани, выработанной на ткацком станке, лежат математические закономерности, одинаковые для всех культур и народов. Ткань образуется из двух систем нитей основы и утка, расположенных во взаимно перпендикулярном направлении. Тканеобразование на горизонтальном ткацком станке происходит следующим образом. Нити основы делятся на две части: четные и нечетные, верхние и нижние. Зазор между двумя группами нитей называется ткацким зевом, в него пробрасывается уточная нить. Для осуществления процесса ткачества необходимо часть ремизок с пробранными в них нитями основы поднять, а другую опустить. Все нити основы пробираются в зубья берда, с помощью которого они равномерно распределяются по ширине ткани. В образованный зев прокидывается уточная нить, которая прибивается к опушке ткани. Чем больше ремизок на станке, тем больше возможностей для получения переплетений. Решающее значение для структуры переплетения ткани имеет то, как пробраны нити основы в галева (нитяные петельки) ремизок. Все нити основы, одинаково переплетающиеся с утком, могут быть пробраны в глазки галев одной ремизки. Наиболее простая проборка нитей – рядовая. При рядовой проборке нити основы пробирают в галева ремизок поочередно: первая, вторая, третья ит.д. При рассыпной проборке нити пробирают в галева через одну или две ремизки. Применяют эту проборку при выработке тканей с малым раппортом и большой плотностью по основе. Нити основы проходят в ремизки более свободно, меньше перетираются, уменьшается обрывность основы.

Для проведения анализа ткани необходимо определить вид переплетения ткани и изобразить рисунок переплетения на клетчатой бумаге. Последовательно расплетая нити фрагмента ткани, можно установить количество основных и уточных перекрытий в раппорте. Структура текстильного переплетения образуется в результате соединения вертикальных нитей основы и горизонтальных нитей утка. Участок, в котором нить одной системы перекрывает нить другой системы, называется перекрытием. Если нить основы перекрывает нить утка, перекрытие называется основным, если нить утка перекрывает нить основы – уточным.

Определение плотности ткани. Плотностью ткани называется число нитей, приходящихся на единицу длины ткани. Плотность ткани определяют по двум направлениям - по основе и утку. Чем дальше расположены нити в ткани, тем плотность меньше. Плотность ткани по основе и по утку – это число нитей на единицу длины на 1 см. Принято считать ткани редкими, если промежутки между нитями больше диаметра нити, средними, если промежутки равны диаметру нити, и плотными, если, промежутки меньше диаметра нити.

Существуют способы определения направления нитей основы и утка в ткани при отсутствии кромки в археологическом материале. Во многих тканях нити основы имеют большую крутку, прочность, более гладкую поверхность, чем уточные. Нити утка обычно имеют меньшую крутку, мягче, более пушисты. Большинство тканей имеют большую плотность по основе, чем по утку. Крученые нити являются основными. Нити основы, вынутые из ткани, обычно менее изогнутые, чем нити утка. Ткань по направлению основы меньше растягивается, чем по направлению утка.

Путем анализа переплетения нитей образца археологической ткани можно получить ткацкий заправочный рисунок. Большое количество новгородских тканей выработаны в технике полотняного переплетения плотностью 8 на 8, 10 на 10, 12 на 10 , где в цифровом варианте указываются количество нитей основы на количество нитей утка в 1 см². Полотняное переплетение самое простое по конструкции. Ткани полотняного переплетения традиционно вырабатываются на станке с двумя ремизками и двумя подножками. Ткани плотной структуры переплетения вырабатывают на 4,6,8 ремизках при рядовой или рассыпной проборке. На рисунке 1 представлена схема переплетения ткани полотняного переплетения.

Ткани саржевого переплетения имеют смещение на одну нить в сторону для каждой нити основы. Это дает диагональные полосы в структуре ткани. Нити основы и утка перекрывают более чем одну нить в зависимости от структуры переплетения. Минимальное число ремизок для получения саржевого переплетения три. Саржевые переплетения обозначают дробью 2/1, 2/2. Первое число обозначает число основных, а знаменатель – число уточных перекрытий в рапорте переплетения. Равносторонняя саржа одинакова на лицевой и изнаночной стороне ткани. Поэтому число ремизок для равностороннего саржевого переплетения может быть только четным. Новгородские саржевые ткани вырабатывались на трех и четырех ремизках.

Составление ткацкого заправочного рисунка. Графическое изображение переплетения нитей в ткани называется рисунком переплетения, который выполняется на клетчатой бумаге. Полотняное переплетение имеет одиночные перекрытия, расположенные в шахматном порядке. Лицевая и изнаночные стороны ткани имеют одинаковое строение и внешний вид.

Вначале переплетение представляют как систему клеток, в виде клетчатого узора. Точки перекрывания нитей утка нитями основы закрашивают. На схеме каждый вертикальный ряд клеток обозначает нить основы, каждый горизонтальный ряд клеток – нить утка. Над узором переплетения несколько горизонтальных рядов клеток обозначают ремизки на ткацком станке. Анализируя подъемы нитей основы, определяют, как они должны располагаться на ремизках. На рисунке 2 видно, что для выполнения саржевого переплетения с рисунком «в елочку» необходимы четыре ремизки. Всегда можно проанализировать переплетение и определить, как должны пробираться нити в ремизки. По переплетению и схеме проборки нитей в ремизки можно определить, какую ремизку следует поднимать при каждой прикидке нити утка. Справа от рисунка переплетения располагается схема подъема ремизок. Каждый горизонтальный ряд соответствует зеву при каждой уточной прокидке. Для выработки ткани переплетения саржа 2/2, при прикидке первой уточной нити поднимаются первая и вторая ремизки, при прокидке второй нити поднимаются вторая и третья, затем третья и четвертая, четвертая и первая. После выполнения раппорта порядок подъема ремизок повторяется с первого этапа. Анализируя порядок подъема ремизок в ткани переплетения саржа 2/2, мы видим, что к каждой подножке крепилась пара ремизок, следовательно, ткацкий станок имел четыре подножки.

В разносторонней сарже переплетением саржа 2/1 наблюдается или основный эффект (нити основы становятся наиболее видимы на лицевой стороне ткани), или уточный эффект (нити утка становятся наиболее видимы на лицевой стороне ткани. Если на лицевой стороне ткани преобладают основные перекрытия, то такое переплетение называется основной саржей, а если преобладают уточные перекрытия – уточной. Археологические ткани имеют основное перекрытие 2/1 на лицевой стороне и вырабатывались на станках с тремя подножками. С лицевой стороны имеются основные перекрытия более плотной системы нитей высокого сорта качества.

Из схемы переплетения (рис.3) видно, что для выработки этого вида ткани требуется три ремизки, которые попарно крепятся к подножкам. К первой подножке подвязываются первая и вторая ремизки, ко второй подножке первая и третья ремизки, к третьей подножке – вторая и третья ремизки.

На основе анализа археологических текстильных находок были выделены три типа горизонтальных станков: с двумя, тремя и четырьмя ремизками. Для выработки тканей саржевого переплетения 2/1 и 2/2 ремизки соединялись попарно и крепились соответственно к подножкам. Возможные способы соединения ремизок с подножками будут рассматриваться далее.

АНАЛИЗ ФРАГМЕНТОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК

Для реконструкции ткацких станков необходимо провести анализ археологических фрагментов, выявить находки, которые могли бы иметь отношение к ткацкому производству. В археологическом материале сохранились части движущихся элементов станков, более других деталей подвергающиеся поломке в процессе работы. Часть приспособлений - челноки, нитченки, собачки, юрки, подножки были выявлены в археологическом материале и описаны Колчиным Б.А.(7, с. 68-82).

1.Подножки. В археологическом материале обнаружены детали различной степени сохранности, которые можно идентифицировать как подножки горизонтального ткацкого станка (рис.13-16). В основе разнообразия форм данных изделий лежит единый конструктивный принцип. Технологическое назначение подножки в станке – приведение в действие ремизочного механизма. Путем опускания или поднятия ремизок осуществляется смена зева в процессе тканеобразования. По свидетельству Колчина Б.А на раскопе несколько раз подножки встречались по две вместе (7, С.69). Подножки представляют собой деревянные дощечки, длина которых колеблется в двух диапазонах размеров, имеющие длину от 30 - 40 см., и длину 54-60 см. Разная величина подножек косвенно указывает на количество ремизок, которые к ним подвязывались. Для удобства работы на станке с большим количеством ремизок, подножки должны быть длиннее. Чем больше ремизок использовалось в станке, тем большее количество подножек необходимо было подвязать. Необходимо отметить одну закономерность в конфигурации подножек. Короткие подножки чаще всего имеют ширину 12-14 см., длинные - 10 см. Основываясь на законах эргономики можно сделать вывод, короткие подножки использовались на двухремизочных станках, длинные на трех- четырехремизочных. Для создания удобства при работе совокупная ширина подножек должна соответствовать ширине рабочего места ткачихи.

Подножка имеет два узла крепления. Чаще всего поломки обнаружены в узлах креплений к станку и к ремизкам. Форма узла крепления к ткацкому станку в виде отверстия указывает на то, что подножка соединялась петлей с нижней перекладиной станины. Узел крепления к ремизкам имеет вид фигурных врезок в тело подножки. Через врезки перекидывалась петля, которая затем подвязывалась к нижней части ремизки. Находка из Троицкого раскопа XI-А пл.+2,кв.1269 (рис.14) имеет два отверстия, в которые и осуществлялось крепление двух узлов при помощи веревочных петель. Этот тип подвески соответствует конструкции этнографических станков.

Находки №55 р.-Тр.XIV пл.7, кв. 1766 (рис.13) и №117 р.-Тр.IX-В пл.13, кв.892 (рис.16) имеют и отверстие, и фигурный вырез в узле крепления к ремизкам. Применение нового узла крепления при использованием старой формы характерно для многих новгородских приспособлений.

2.Собачки. Собачки – детали ремизочного аппарата, применявшиеся при соединении двух нитченок друг с другом. В этнографическом материале описывается способ соединения между собой нитченок при помощи гусиных, собачьих, горностаевых косточек (12, с.59). Приспособление «даров природы» для создания орудий производства соответствует наиболее раннему периоду конструирования – интуитивно-изобретательскому. На следующем этапе произошло техническое усовершенствование приспособления, стали использоваться палочки с тремя кольцевыми канавками для фиксации нитей в центре и по краям. В природном материале эту же функцию выполнял натуральный изгиб косточки. В дальнейшем эти части станка сохранили название «собачки», «волчки», «горностаечки». Прием фиксации нитей «в канавку» характерен для многих новгородских инструментов: для закрепления тетивы лука, цилиндрических пуговиц к одежде, веревки к жерлице.

Размеры собачек колеблются от 10см. до 18см. в длину (Тр.-II, пл.11,кв.1245,№61и Н-80 пл.17,кв.59 рис.6) и от 5 до 2см. в диаметре. За центральное углубление собачка подвешивалась или к потолку или к верхней части станины. Несколько раз обнаружены собачки с привязанными веревками и ремнями (7, с.70). Очень часто к верхней части станины или потолочной балке подвеска осуществлялась при помощи деревянных крюков. Это давало всему ткацкому приспособлению большую мобильность, позволяло сокращать время на подготовку станка к работе, быстро производить сборку и разборку. Крюки различной длины найдены в археологическом материале в большом количестве.

           
Устройство нитов на «собачках» один из древнейших способов конструкции ткацкого станка.

3.Коромысла.Приспособление для подвески ремизок на коромыслах представляет собой усовершенствованный вид. Сложная форма изделия, наличие конструктивных особенностей указывают на дальнейшее развитие ткацкого производства. Само ткацкое коромысло формой повторяет приспособление для переноски воды в ведрах, которое размещается на плече человека. Естественно предположить его использование в аналогичном случае на станке. Форма коромысел в археологическом материале встречается самая различная. В основном они имеют в центральной части углубление округлой или граненой формы. Конфигурация отверстия зависит от формы балки, на которую оно укладывалось. Чаще всего отверстие имеет округлую форму, что указывает на круглую в сечении палку. Длина коромысел колеблется от 14,5 см. до 33 см. Причем длина прямо пропорциональна ширине центрального углубления, чем больше углубление в центе, тем длиннее коромысло. На концах коромысло имеет углубления для крепления ремизок. Количество подвешиваемых ремизок к коромыслам по материалам этнографии может варьироваться от трех до восьми.

В современном текстильном ручном производстве на фабриках ручного ткачества применяются коромысла, расположенные в два ряда, нанизанные на металлическую ось. К коромыслу могли подвешиваться ремизки на простом двухремизочном станке. Основываясь на наличии фрагментов саржевых и двухосновных тканей в археологическом материале, можно сделать вывод об использовании в древнем Новгороде более сложной системы подвесок на станках с четырьмя ремизками. О возможности использования коромысел в ткацком станке упоминал А. Нахлик (15, с.281) и В.П. Левашева (12, с.76)

Некоторые исследователи реконструируют подвеску коромысла за центральную часть. Этот способ подвески возможен только при наличии в центре округлого углубления. При углублении прямолинейной конфигурации (рис. 19,) осуществить такую подвеску не реально, так как не возможно точно определить центр тяжести. К тому же в некоторых коромыслах центральное углубление несет явные следы трения о поверхность станины. Некоторые изделия отличаются конструкцией. Находка №8 р.-Тр VI пл.9 кв 476 не имеет центрального углубления, а снабжено отверстием, через которое осуществлялась подвеска механизма (рис.23). Несколько экземпляров имеют форму коромысла, но крепление с ремизочным механизмом осуществлялось через три отверстия (Н-55 пл.9 кв.1204 №7485 рис.24). В данном случае форма изделия сохраняется по принятой традиции. Через центральное отверстие могло также осуществляться крепление коромысла со станком путем нанизывания его на стержень. Такой прием используется в конструкции ремизок на фабриках ручного ткачества до сих пор.

Некоторые коромысла отличаются расположением относительно середины центральной выемки, при помощи которой осуществлялось крепление и движение механизма (рис.27-30). Углубления в изделиях располагаются ближе к одному из концов (Тр. XII, пл.15, кв.1281, № 7;Тр. VI пл.23, кв.413; Тр.XII пл.20, кв.1440, №24; Тр. XII, пл. 20, кв. 1489, №4). Единственное обоснование конструкции такого приспособления, это наличие на станке не двух, а трех ремизок.

По данным этнографических источников в начале 20 века в Псковской области ткали на трех подножках, подвешенных к коромыслу следующим образом. К одному концу одна ремизка и подножка, к другому концу две ремизки и вторая подножка. При тканье опускались то одна ремизка, то две ремизки. Такая подвязка подножек применялась для выработки ткани с высокой плотностью по основе, для того чтобы уменьшить количество нитяных петелек - галев на одной ремизке. К короткому концу коромысла крепились две ремизки, к противоположному концу - одна. Разной длиной плеча коромысла достигалось равновесие всей конструкции.

4.Нитченки.Нитченки представляют собой деревянные палочки, длиной равные ширине ткацкого станка, на которые подвешиваются нитяные петельки - «галева». В глазки галев продеваются нити основы. Пара нитченок, с навязанными на них галевами, в сумме составляют ремизку. Деревянные палочки имеют углубления на концах для подвязывания их к коромыслам или собачкам. Некоторые новгородские находки можно идентифицировать как нитченки, но трудность заключается в том, что они большей частью имеют фрагментарную сохранность. Для устройства одной ремизки необходимы две нитченки. Некоторые экземпляры находок были найдены по две вместе (7, С.69). Различная длина ремизок от 37см до 155см указывает на производство тканей различной ширины. Колчин Б.А. выделяет две группы нитченок по длине 60-65 см и 75-80 см. При выяснении отношения фрагментов археологических материалов к ткацким приспособлениям необходимо учитывать и то, что нитченки использовались для работы и на вертикальном станке. Нитченка длиной 50см. имеет рабочую часть 37 см., равной ширине полотна в традиционном крестьянском быту.

5. Берда. Бердо служит для равномерного распределения нитей основы и для прибивания нитей утка к опушке ткани. При заправке станка бердо используется также для равномерного распределения нитей основы по навойному валу. В этнографических станках оно вырабатывалось из тонких деревянных пластин-тростей, соединенных вверху и внизу рейками, вставленными в деревянную раму-ботан. Бердо один из наиболее ходовых движущихся элементов ткацкого станка, и естественно, что при его использовании возможны поломки и утраты. Находка (рис.26) представляет собой несколько тростей шириной 1 см., переплетенных между собой кожаными ремешками. Причем переплетение сохранилось и там, где трости утрачены. Возможно, является отработанной частью берда. В.П.Левашевой отмечена в материалах раскопок в Старой Ладоге VIII века находка комплекта заготовок зубьев для берда, и фрагменты бедер длиной 37см -1м.(12,с.77).

Находка из Новгорода (Тр.XII 22/1156 №56) предположительно верхняя часть ботана, имеет отверстие в центре, для осуществления подвески. Находки (Тр.XII №16 10/1488 и №34 11/1554, рис.31, 32), имеющие одинаковую форму, представляют собой верхнюю часть батана. На фрагментах сохранилось место подвески к станку путем подвязи во врезку и вертикальные углубления – места крепления зубьев. Верхняя часть имеет два выступа для рук, за которые осуществлялось движение ботана при набивании нитей утка. Изделие р.-Тр.X Н-92 пл.10 кв.1203 №73 (рис.9) представляет собой узел крепления веретенообразного стержня и планки, которое могло применяться в конструкции берда. Стержень, снабженный двумя головками на концах, фиксирует планку, позволяя ей перемещаться вверх и вниз. При наличии второй планки в промежутке образуется промежуток равный 8см., что приблизительно соответствует высоте этнографического берда в крестьянском станке.

В более примитивной конструкции ткацкого станка для прибивания утка вместо берда могли также применяться нож-било, дощечка-бральница, трепало или гребень. На Кавказе уток прибивают железной гребенкой, так как стан не имеет берда.

6. Крюки.Многофункциональные приспособления найдены во всех слоях новгородского материала. Применялись для подвески различных вещей к потолочной балке и в том числе служат для подвески берда и ремизок в горизонтальном ткацком станке. Применения крюков создает дополнительные удобства при разборке станка и последующей его сборке. Крепление при помощи крюков не было традиционным для всех древнерусских территорий. Изделие длиной 7 см (Тр-II,пл.9,кв.1245,№292) представлено на рисунке 10.

7. Челноки.В материалах раскопок присутствуют челноки двух типов. Изделия простейшей формы представляют собой отрезок дощечки, снабженной на концах треугольными врезками. Это тип челнока, применявщийся повсеместно практически у всех народов для плетения сетей, ткачества циновок и для выработки поясов. Экземпляры в количестве 107 штук найдены Тр- XIII, пл.5, кв.1637, №20. Длина челноков колеблется от 10 до 8 см. (рис.11). Сравнительно небольшая длина и короткие врезки в тело челнока указывают на то, что, скорее всего изделия применялись для производства сетей, так как маленькая длина нити не производительна при ткачестве полотна, а короткий челнок трудно прокидывать в зев.

Более развитая форма - сквозной полый челнок, сохранивший свой вид в натуральном крестьянском хозяйстве до начала XX века. Сквозной челнок из Троицкого раскопа (Тр-XIII пл.13,кв.1637,№59) длиной 27см. имеет все отличительные конструктивные признаки этнографических аналогов: внешний ладьевидный силуэт формы, сквозное отверстие в середине, дополнительные конусообразные углубления для крепления шпульки и отверстие в боковой части для пропускания нити утка. Конусообразные углубления указывают на то, что основой шпульки служило веретено.Вся конструкция шпульки состоит из веретена и надетого на него берестяного цилиндрика-цевки, свободно вращающегося вокруг него. Свободное вращение содействует быстрому раскручиванию нити, что увеличивает скорость работы (рис.12).

а   б     в   Рис.11
Сквозной челнок из раскопа длиной 20 см.(пл.1, кв.1264№25) имеет более примитивную конструкцию без конусовидных углублений и отверстия в боковой части. Конструкция шпульки, вероятно, была аналогичная. Деталь из раскопа Тр-X-Д,пл.17,кв 1064,№8 длиной 14 см., представляющая собой цилиндрик со скругленными концами, могла использоваться виде шпульки.

8.Товарный и навойный валы.Находка (Тр-XII пл.18, кв.1504,№ 63 рис.25) представляет собой изделие длиной 58 см. с пазом длиной 40 см и двумя отверстиями по краям. Данное приспособление могло быть использовано в качестве примитивного поясного крепления. В паз вкладывалась планка, на которую надевались петли нитей основы, а через боковые отверстия осуществлялось крепление веревками к спине ткача. Длина паза равна ширине ткани в народном ремесле. Раскрой деталей русского народного костюма велся из расчета ширины ткани в 37-40 см. Второй вариант использования этого приспособления в качестве товарного вала в станке горизонтального типа. (Реконструкция на рис.39).

Детали (Тр.XII 20/1440 №24 и Н-55 пл.29 кв.903 №7, рис.7, 8) являются фиксаторами. Вставляя приспособление в отверстие вала, осуществлялась фиксация его положения, необходимая для создания натяжения нитей основы. В отверстие вставлялась круглая или прямоугольная в сечении рейка, которая и давала необходимый упор в поверхность пола.

9. Юрки.Юрки встречены в большом количестве экземпляров во всех слоях (Н-80, пл.15, кв.43,№8). Юрок представляет собой полый цилиндр, имеющий два отверстия на концах и прорези (рис.33). Нити продевались в отверстия и затем выводились наружу через прорези. Юрок применялся при сучении, способствуя более тугому натягиванию нитей; таращении – перематывании ниток с разных клубков в один; сновании, служа для предотвращения скручивания нитей. В этнографическом материале перед снованием две нити основы продевались через отверстия юрка или сновальную лопатку с двумя отверстиями.

10.Станина станка. Детали станины горизонтального ткацкого станка представляют собой деревянные брусья. В археологическом материале конкретные фрагменты, относящиеся к станине ткацкого станка, встречены не были. Возможно, это связано с тем, что эти части не ходовые, меньше подвержены износу, с другой стороны древесина всегда могла найти последующее применение в хозяйстве. Третья причина могла быть связана с тем, что новгородский станок, возможно, имел не полную станину. В этом случае ремизочный механизм крепился прямо к потолку жилища. Мог отсутствовать навойный вал, нити основы подавались в ремизки с косы. Коса из нитей наиболее архаичный вариант натяжения основы.

Археологические находки (Тр.XII 17/1546 №137 и Тр. XII 16/1452 №98, рис. 34, 35) могут являться фрагментами верхней части станины – поднебника. В углубления поднебника укладываются поперечные планки для крепления на них берда и ремизок. Видимо в первом случае в качестве основания для коромысел использовались планки, имеющие в сечении прямоугольную конфигурацию, во втором случае - округлую.

11.Траверсы. Траверсы найдены в большом количестве в слоях относящихся к середине XIII - XV веков, времени появления горизонтального станка в Новгороде. Цилиндрические изделия диаметром 3-4см., длиной 7-10см, имеют одно или два сквозных отверстия, расположенных под прямым углом друг к другу. Колчин Б.А. высказал предположение, что эти приспособления применялись в ремизочном аппарате горизонтального ткацкого станка, для соединения тяг, идущих от концов нитченок к подножкам (7, с.79). Все изделия несут следы потертостей в отверстиях, через которые осуществлялся процесс подвески подножек к ремизкам (рис.17,18).

ВАРИАНТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ НОВГОРОДСКИХ ТКАЦКИХ СТАНКОВ.

Перед тем как приступить к восстановлению внешнего вида ткацкого станка, необходимо выяснить, как он действует, как на нем работают, для чего служит каждый элемент станка, выявить возможные его конструктивные варианты. На основе проведенного исследования может быть сформулирована конструкторская задача.

Требования, предъявляемые к дизайну современных конструкций, вполне приемлемы и для архаичных приспособлений. Компоновочные требования: рациональное размещение и надежное закрепление узлов, максимальное сокращение кинематических связей между узлами, рациональные габариты и вес, удобный доступ к узлам, пропорциональное решение оборудования. Эксплуатационные требования: устойчивость и прочность конструкции, длительность срока службы, мобильность (сборно-разборная конструкция), минимальное место для хранения и эксплуатации, встроенность в интерьер жилища. Эргономические требования: минимальные затраты времени и усилий на подготовку к работе, быстрое выполнение рабочих манипуляций, удобство обслуживания, рациональная компоновка деталей.

Соединение деталей станка в группы способствует установлению между частями внутренних связей. В процессе реконструкции предлагаются варианты решений наиболее рациональных приспособлений. Анализ реконструированных приспособлений необходимо провести с учетом компоновки, расположения комплектующих узлов в пространстве, технической эксплуатации и эргономических требований. Для горизонтального станка основным формообразующим фактором является компоновка ремизочного механизма.

Горизонтальный станок.На протяжении пяти веков новгородские ткацкие орудия претерпели ряд изменений. На основе археологических находок исследователями был сделан вывод о преобладании в Новгороде в X-XII вв. вертикального станка, в XIII-XV вв. – горизонтального (7, 15).

Анализ фрагментов ткацких приспособлений и образцов текстиля позволяет реконструировать внешний вид горизонтального станка. Существуют определенные соотношения элементов, которые могут стать основой компоновки ткацкого приспособления. Для горизонтального станка это ремизки, коромысла и подножки. Способы крепления деталей различных конструкций в быту древнего Новгорода приемлемы и для ткацкого станка. При реконструкции возможно использование крепежа деталей, не относящихся непосредственно к ткацкому приспособлению.

Поясное устройство. Наиболее ранним по времени возникновения является поясное устройство - приспособление для ткачества, реконструированное на основе анализа археологического материала. В основу его конструкции положена деталь с пазом (б), которая подвязывается к талии работницы при помощи ремня (рис.41). В паз вставляется планка с петлями нитей основы, которые предварительно продеваются в глазки галев ремизок. Бердо отсутствует, его роль выполняет деревянный нож или дощечка-бральница (в). Ремизки подвешиваются к потолку жилища на собачках (а), подножки отсутствуют. Образование зева производится вручную. Основа заплетена в косу, закрепленную на колышке. Для древних форм станков характерно отсутствие навойного вала, наличие которого предполагает полную станину. Исторически товарный вал, служащий для навивания готовой ткани, появился раньше навойного. В качестве вала могло применяться облегченное устройство в виде реечки с двумя отверстиями по краям (Фед. Н-72 22/25 №36). Мобильные поясные приспособления использовались для производства, как поясов, так и нешироких тканей полотняного переплетения, с применением бранной, закладной и выборных техник. Сложные узоры выбирались с помощью деревянного ножа или палочки-бральницы.

Станок с двумя подножками. Более усовершенствованным ткацким приспособлением является станок, снабженный подножками. В предложенной реконструкции деталь с пазом использована в качестве стационарного товарного вала (рис.39), укрепленного путем надевания его на колышки, вставленные в отверстия в полу или лавке. Бердо и ремизки подвешены к верхней балке жилища, основа сплетена в косу и привязана к колышку. Ботан берда выполнен на основе археологической находки. Ценовые палочки по форме аналогичны нитченкам, используются для деления основы на верхние и нижние нити. Образование зева происходит при помощи нажатия на подножки. Появление подножек способствует освобождению рук при ткачестве, облегчает и убыстряет процесс работы. Благодаря появлению берда возрастает качество ткани. Механическое образование зева способствует повышению производительности труда. Станок позволяет выполнять те же виды переплетений, что и поясное приспособление при помощи палочки-бральницы.

Использование одной и той же детали с пазом в двух типах приспособлений возможно. При конструировании нового орудия могли заимствоваться элементы из устройства более раннего типа. Эволюция не всегда поступательное движение вперед, возможен и обратный процесс. В начале XX века коми-пермяки использовали приспособление для выработки поясов, состоящее из частей горизонтального ткацкого станка. На фото из архива музея (6) товарный вал лежит на коленях работницы, бердо и станина станка отсутствуют, ремизки подвязаны к потолку, основа заправлена в часть галев ремизок. Налицо использование деталей станка более совершенного в конструктивном плане для приспособления архаичного типа.

Многоремизочный станок. Станок конструкции этого типа является наиболее совершенным приспособлением в техническом плане. Практически в неизмененном виде он просуществовал до начала XX века.

Наши рекомендации