Действия макрух (близкие к хараму) во время торговли

ПОРИЦАЕМОЕ В ИСЛАМЕ

МАКРУХ – действия, запрет которых определен предположительными доказательствами (Занни). Этот макрух является близким к хараму – макрух тахрими. Совершающий его является грешником, оставляющий его получит вознаграждение. Считающий, что совершение макрух тахрими разрешено – не теряет свою веру, однако становится большим грешником.

Итак, макрух делится на две категории: 1) Макрух тахрими, 2) Макрух танзихи.

Макрух танзихи – совершение этого дела будет скверным (чирканыч) и будет противоречить доброму нраву или не будет соответствовать действиям уважаемых людей и ученых. Выходит что это действия, которые люди не любят.

Если совершение макрух танзихи и не считается большим грехом, совершение его будет невоспитанностью и невежливостью. Оставление Сунны (сөннәт гамәлләр) – макрух тахрими.

В этой статҗе упомянем вкратце 10 деяний, считающихся макрух тахрими

ДЕЙСТВИЯ МАКРУХ (БЛИЗКИЕ К ХАРАМУ) ВО ВРЕМЯ ПОКЛОНЕНИЯ

- Читать молитву во время, когда намаз читать макрух;

- Поститься (ураза) три дня подряд, отказавшись полностью от еды и питья;

- Преднамеренно испортить молитву или пост, установленные шариатом; держать пост женщине без разрешения мужа;

- Читать Коран в оскверненном состоянии (без большого омовения – гусль или во время менструации);

- Забыть выученные аяты Священного Корана из-за оставления чтения;

- Читать азан и камат в оскверненном состоянии;

- Быть имамом тому, который чувствует, что его не любят следующие за ним;

- Специально держать пост лишь в воскресенье или субботу;

- Приветствовать кого-либо или отвечать на приветствие во время азана;

- Давать приветствие или отвечать на приветствие во время истибра (омовение, подмывание);

- Давать приветствие тому, кто занимается во время этого грехом;

- Во время приветсвия делать такие движения, как опускать голову, ставить руки на груди.

Все это макрух, нужно уберегаться от этого.

ДЕЙСТВИЯ МАКРУХ (БЛИЗКИЕ К ХАРАМУ) ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В МЕЧЕТИ

- Заходить в мечеть в оскверненном состоянии;

- Заходить в мечеть с левой ноги, ведя себя непристойно или громко топая ногами;

- Идти в первые ряды в очень высокомерном виде, переступая через шеи мусульман;

- Спрашивать людей, чтобы дали пройти вперед, как-бы говоря «я почтенный, дайте дорогу уважаемому человеку»

- Садиться на место человека, который ниже тебя по положению;

- Сидеть в мечети, беспричинно вытянув ноги вперед;

- Шутливо смотреть, наблюдать за теми, кто заходит в мечеть;

- Ковыряться в ушах и зубах;

- Щелкать пальцами;

- Часто-часто смотреть на часы;

- Громко рыгать;

- Громко прочищать горло, издавая гортанные звуки и зевать;

- Доставлять неудобства, мешать молящемуся, который сидит рядом;

- Проходить перед совершающим намаз;

- Плеваться и (не дай Аллах) сморкаться в мечети;

- Слишком громко шепча говорить зикры, тасбихи;

- Разговаривать в мечети;

- Вести разговоры не о таких вещах как знания, порядок на кладбище, проведение обучения, а о житейских вопросах, как бизнес, раздел земли, сена и тому подобное;

- Читать зикр и тасбих, когда имам рассказывает хутбу;

- Или же, лицемеря, делая вид, что сильно слушаешь имама, вести себя неестественно, манерно, сидеть шевелясь.

Все перечисленные дела являются порицаемыми и неприличными. Нужно уберегать себя от подобных действий.

ДЕЙСТВИЯ МАКРУХ (БЛИЗКИЕ К ХАРАМУ) ВО ВРЕМЯ ЗАВОРАЧИВАНИЯ ПОКОЙНИКА В САВАН И ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ПОГРЕБЕНИЮ

-Читать дженаза-намаз в мечети;

- Хоронить покойника после захода солнца;

- Если нет причин, везти покойника в повозке;

- Садиться до того, как опустили покойника в могилу;

- Смеяться возле покойника и во время похорон;

- Кушать возле покойника;

- Хоронить без причин двух покойников в одну могилу;

- Во время похорон женщинам идти сзади мужчин, нахождение на кладбище во время похорон [причина этому то, что женщины воспринимают это слишком эмоционально];

- Топтать могилы;

- Сидеть на могилах;

- Убирать траву, цветы, ломать деревья, которые растут над могилой;

- Собирать ягоды, вишни, яблоки, растущие на кладбище и употреблять в пищу;

Также делать освещение кладбища ночью, или делать крышу над кладбищем, ставить слишком большие надмогильные плиты для восхваления покойника (однако не возбраняется ставить небольшой надмогильной плиты с именем покойника, чтобы можно было найти его).

ДЕЙСТВИЯ МАКРУХ (БЛИЗКИЕ К ХАРАМУ) ВО ВРЕМЯ ТОРГОВЛИ.

- Сильно хвалить товар продавца и приносить клятву о хорошем качестве[1], для того, чтобы самому купить этот же товар дешевле;

- Покупать товар на окраине города, чтобы продать в центре дороже;

- Не продавать товар и ждать время, когда товар можно будет продать дороже;

- Изначально сильно завышать цену товара, чтобы получить больше денег у покупателя;

- Если во время продажи товара придет другой продавец и будет показывать свой товар;

- Если покупатель решил вернуть товар, возвращать меньше денег, чем было уплачено;

- Если покупатель решил вернуть товар, и спрашивает больше того, что заплатил;

- Ставить условие, которое не относится к торговле, например, угощать друг друга;

- Взвешивать товар в сосуде и вес этого сосуда включать в стоимость товара;

- Отделить животное от своей матери в слишком маленьком возрасте для продажи или для того, чтобы заколоть;

- Брать плату за то, что соединили самку и самца для спаривания;

Все это порицаемо. Нужно уберегать себя от подобных действий.

А также: Просьба выполнить нужную услугу словами “Ради Всевышнего”, “Аллаһ хакы өчен”; или отказывать в просьбе (в случае если есть возможность помочь) словами “Ради Аллаха”. Много раз подряд, умолять дать в долг. Когда известно что тебе должны вернуть долг, отдавать свои последние гроши, когда у тебя самого имеется долг. Забрать себе подарок, ранее подаренный тобой. Или давать подарок в надежде получить еще больший подарок. Делать клеймо животным, резать какие-то части животного: уши, нос и т.д. Путешествовать девушке, женщине одной, без мужа или без махрама[2]. Возвращаться из путешествия ночью (без причины). Начинать торговлю до выхода солнца. Заезжать в город, не смотря на то, что знаешь что там заразная болезнь, опасная эпидемия. Давать детям бессмысленные имена: Илбакты, Юкхуҗа, Исәнтимер и т.д. Или давать имена со смыслом, но смысл имени неприятный и издевательский: Ибн Фасик[3], Абу Джахил[4]. Или давать слишком громкие имена: Набиюллах[5], Валиюллах[6].

Все это порицаемо. Нужно уберегать себя от подобных действий.

Наши рекомендации