Начало Последнего часа

Коран утверждает, что Последнему часу предшествует такое страшное землетрясение, подобного которому никто из людей еще не видел, и оно произойдет в период жизни людей на земле. Внезапно человеческое общество охватит всеобщая паника и такой ужас, что каждая мать, кормящая младенца, забудет про него, вопреки естественной любви и заботливости, которые она питает к нему. И каждая беременная от страха потеряет плод чрева своего, и люди будут пребывать на грани безрассудства, словно в состоянии опьянения.

"…Хотя они пьяны не будут, а это (будет оттого), что наказание Аллаха будет страшным."

(Сура 22, аят 2)

То, что до Дня Суда произойдет землетрясение, подтверждается еще одним аятом Корана:

"Когда в конвульсиях земля забьется и на поверхность бремя тяжкое свое извергнет, и возгласит (в отчаянии) человек: «Что происходит с ней?»…"

(Сура 99, аяты 1-3)

И тогда человек станет на земле живым свидетелем землетрясения, осведомится о нем и усмотрит причины его происхождения. Одни толкуют это как День Воскресения – "Земля в конвульсиях забьется", что тоже возможно, но только Аллах Всевышний об этом знает.

Астрономические события

Как уже было сказано, все знания о Дне Воскресения, о том, что этот День настанет и что последует за ним, являются сокровенной областью. В силу ограниченности наших органов чувств мы не способны представить его себе так же, как представляем себе материальный мир, в котором мы живем, а человеческий ум не в состоянии объять этот День так же, как мирские дела: все, на что он способен в контексте этого Дня, ограничивается только пониманием текстов и толкованием их смысла.

В Коране много явных текстов, описывающих возможные изменения и новшества в так называемых законах природы. Очевидно, что продолжительность их действия связана с продолжительностью жизни на земле. Иными словами, эти законы перестанут действовать, когда эта жизнь перестанет существовать.

Можно сделать вывод, что мир, который наблюдаем, с его землей и звездами, с его удивительной системой, которая все объединяет, не иначе как временное строение, созданное для конкретной цели и на ограниченный период времени.

В тот День произойдут страшные события: горы содрогнутся от ужасного землетрясения, а их скалы раздробятся так, что огромные горы превратятся в подобие паутинок легкой шерсти, большие кучи сыпучей породы, затем они взметнутся и потекут, словно песчаные волны, и исчезнут в небытие, а земля станет ровной долиной.

Обо всем этом сообщено в Коране. Еще в нем сообщено, что воды в морях взметнутся и испарятся, все звезды рассыплются и изменят свои орбиты, солнце и луна сойдутся вместе, небеса разверзнутся и обнажатся, а небесный свод разрушится, затем небо свернется, подобно тому, как писец свертывает большие свитки. Земля будет заменена другой землей, и небо будет заменено другим небом, – обо всем этом нас известил Коран.

Трубный глас – сигнал к Последнему часу и Воскресению

Нам неизвестно, что представляет собой эта труба, как она устроена и как дуть в нее. А все, что сообщается об этом, не считается достоверным, если соответствующие сведения не восходят к Корану или к Сунне пророка Мухаммада . В свете того, что сказано в Коране, мы знаем, что трубный глас будет звучать дважды.

"В тот День, когда раздастся трубный глас, объяты страхом будут все, кто на земле и в небе…"

(Сура 27, аят 87)

"Раздастся трубный глас, и распростится с жизнью все сущее на небесах и на земле, помимо тех, кого Господь (в живых оставить) пожелает."

(Сура 39, аят 68)

Затем пройдет определенный срок. Аллаху виднее, какой именно. По истечении этого срока еще раз будут дуть в трубу, и настанет Воскресение, как установлено Кораном:

"Потом второй раздастся глас – и вот уж поднимаются они [из могил] и смотрят."

(Сура 39, аят 68)

или:

"Раздастся трубный глас, и из могил своих поднимутся и устремятся к Богу люди."

(Сура 36, аят 51)

Воскресение и сбор всех воедино

Каждый усопший воскреснет в том же состоянии, в каком он умер, думая, что прошло всего считанное количество часов. Он будет подобен тому, кого сбила машина во время разговора или совершения сделки. Он будет подобен тем, кто потерял сознание на три дня, затем пришел в себя и продолжил свой разговор или завершил сделку, не осознавая, что уже прошло три дня. Именно в подобном состоянии окажутся люди в День воскресения. В связи с этим Ислам призывает нас просить у Аллаха благого завершения жизни.

Аллах дал людям несколько примеров из сего мира:

"…Тот, кто близ селенья проходил, разрушенного до единой кровли. И он сказал: «Как может оживить его Господь, когда оно уже застыло в смерти?» И странника поверг Господь во смерть на сотню лет, затем Он оживил его и воспросил: «Как долго здесь ты находился?» Ответил тот: «Быть может, день иль часть его». Но Бог сказал: «О нет! Сто долгих лет ты пробыл здесь»"

(Сура 2, аят 259)

Этот случай можно сравнить с тем, что произошло с жителями пещеры, которые проспали 309 лет, а когда встали, то решили, что они проспали несколько часов. Они послали одного из них в город с вышедшими из употребления деньгами, не зная об этом (см. Сура 18, аяты 9-26).

Следующие притчи показывают состояние людей при воскресении. Каждый из них предполагает, что он только что уснул, а затем проснулся. Они спорят между собой:

"В тот День, когда наступит Час, готовы будут грешники поклясться, что пробыли они не больше часа (в своих могилах после смерти)... Но те, кому было даровано познание и вера, скажут (им): «Вы пребывали там по предопределению Господней Книги до воскресения (на Суд). Вот он – День Воскресения (настал) – однако вы не знали!»"

(Сура 30, аяты 55-56)

Эти люди наивно думают, что они все еще живут в настоящем мире. Но ужас обстановки этого Дня прерывает всякие отношения между ними:

"…В тот День родства средь них не будет."

(Сура 23, аят 101)

Человек, увидев своего близкого друга, не станет разговаривать с ним и не обратит на него внимания. Каждый будет озабочен самим собой, покинет родного брата, отца и мать, супругу и детей, жертвуя ими ради себя, если это будет возможно. Они будут оставлены на какое-то время – одному Аллаху известно на сколько – и будут вздыматься друг на друга, подобно волнам, а затем будут собраны и согнаны все воедино.

Все человечество, начиная с Адама и до последнего из его потомков, кто умер в постели, кто утонул в море, кого сожрал зверь, кто умер в авиакатастрофе, кто был сожжен и его пепел развеян в воздухе, – все будут оживлены Тем, Кто их впервые сотворил из ничего, все будут собраны и согнаны на одно общее место, и с ними вместе будут согнаны демоны и звери.

"И, устремясь к зовущему, неверные воскликнут:

«О, как же тяжек этот День!»"

(Сура 54, аят 8)

Затем наш Господь прикажет аду появиться издалека и скажет им:

"Не Я ли вам заповедал, Адамовы сыны, не поклоняться Сатане – ведь он ваш враг заклятый. Меня вы почитать должны – таков путь истинный. Увлек он множество людей от праведной стези – ужель вы этого не поняли еще? Вот Ад, который вам обещан был!"

(Сура 36, аяты 60-63)

Наш Господь повелит выделить грешников, которые будут распознаны по особым знакам. Тогда каждый из них пожалеет, что он не был когда-то верующим человеком, и воскликнет:

"Горе мне! Уж лучше быть мне прахом!"

(Сура 78, аят 40)

Затем Аллах соберет в аду неверных вместе с теми из среды демонов, кому они поклонялись, считая их богами, избрав для них имена, как это сделали греки, давшие своим богам имена Зевс и Афродита, римляне – Юпитер и Венера, персы – Хурмуз и Эхерман, египтяне – Хаби, финикийцы – Бааль, арабы – Лят и Узза. Эти объекты были приравнены к Аллаху и уподоблены Ему: так, римляне и греки объявили Аполлона богом солнца и искусства, Бахуса – богом вина, Диану и Артемиду – богинями луны и растительности, Минерву – богиней мудрости, Нептуна – богом морей ... и т.д. И скажет им Аллах в тот День:

"«Призовите тех, которых Мне вы в соучастники придали». Они их призовут, но те им не ответят, и Мы воздвигнем пропасть между ними."

(Сура 18, аят 52)

Он спросит их:

"Что с вами происходит? Что ж не окажете вы помощи друг другу?"

(Cура 37, аят 25)

Слабые посмотрят на высокомерных, сделавших себя в этом мире вождями, ведя свой народ к многобожию и неверию, попросят у них помощи и скажут:

"Мы следовали вам, и вот теперь вы можете избавить нас хоть в чем-то от наказания Аллаха?"

(Сура 14, аят 21)

А те ответят, что они не причастны к этому и признаются в своем бессилии помочь им или себе. Все станут покорными, униженными перед Господом миров, исчезнут пресловутые божества, исчезнут фальшивые и ложные вожди, разорвутся узы дьявольского союза между неверующими и объектами их поклонения, каждый объект обожествления откажется от тех, кто ему поклонялся, даже cатана признает свою ложь перед своими последователями:

"Когда же все решится, Сатана им скажет: «Ведь обещанье Истины вам дал Аллах, давал вам обещание и я, но в нем я обманул вас»..."

(Сура 14, аят 22)

Сатана уклонится от этой ответственности, полностью возложив ее на них, признав свою беспомощность и бессилие в предыдущем мире, а также то, что он был способен только нашептывать и вводить в заблуждение, не имея ни силы, ни власти и не будучи способен приносить ни пользу, ни вред. И скажет:

"…И власти не было над вами у меня. Я только звал вас, ну а вы (по доброй воле) отозвались. А потому меня не попрекайте, вините только лишь себя".

(Сура 14, аят 22)

Ибо: "…Слабы его коварные потуги!" (Сура 4, аят 76)

Расчет

Ожидание расчета неизбежно. Будут установлены весы абсолютной справедливости, где ничего не будет упущено, пусть даже это имело вес горчичного зерна, пылинки, электрона в атоме или даже еще меньше этого! Человеку будут сосчитаны все его деяния, все его обстоятельства будут оценены. Его доброжелательные намерения и чистосердечность будут взвешены и положены на чашу весов вместе с его добродеяниями, а любое лицемерие и ханжество в его сердце будут положены на чашу весов вместе с его злодеяниями.

Это будет абсолютно справедливый суд, в нем человеку помогут только его добродеяния, поклонение и мольба Аллаху ради прощения и помилования. Его не спасет его бывшее богатство в прошлом мире, за исключением того, что было расходовано ради Бога и на Его пути. Ему не поможет его бывшая власть, разве что только если он использовал ее в подчинении Аллаху. В тот День никто не будет в состоянии помочь другому, никто не найдет заступника для спасения, разве что только по разрешению своего Господа.

Заступничество в грядущем мире не имеет ничего общего с заступничеством в этом мире. Заступник в этом мире может обратиться к правителю, пользуясь своей дружбой с ним или авторитетом у него, чтобы тот принял его заступничество за кого-то. Правитель может принять заступничество, хотя в душе он не будет убежден в нем. Ему придется несправедливо содействовать кому-либо из истцов или признать невиновным кого-нибудь из обвиняемых. Между тем как заступничество в грядущем мире возможно только в том случае, если наш Господь Своей милостью пожелает простить кого-нибудь и Своей щедростью почтить кого-нибудь, наделив его полномочиями как очевидным основанием для прошения, и только тогда тот приступит к заступничеству по Божьей воле и велению.

Наши рекомендации